tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Круглая Земля - 3

Традиционная перспектива - центральная ортогональная проекция на вертикальную плоскость, она господствовала в европейском искусстве на протяжении нескольких веков, начиная с 15 столетия. Встречались и другие виды перспективы - панорамная, плафонная (точнее, плафонные), но их использование было ограничено специальными случаями. Разумеется, даже в картинах, построенных в системе "традиционной" перспективы встречаются отклонения от оной, сделанные осознанно, или бессознательно. В 15 веке даже не все итальянские художники пользовались "правильной" перспективой, но ведущие живописцы всех передовых (в плане живописи) стран стремились, чтобы изображение на их картинах максимально соответствовало зрительному восприятию. Порой они интуитивно создавали изображения, которые приближались к цилиндрической, или  даже сферической перспективе. А некоторые живописцы (1, 2) в своих картинах пытались передавать сферичность Земли, которая (сферичность т.е.) не заметна при обычных условиях наблюдения (впрочем, сферичность неба заметить можно). О том, что Земля имеет форму шара, в 15 веке знало всё прогрессивное человечество.
Здесь ещё немного примеров, некоторые картины широко известны.


Конрад Виц. Чудесный лов (Хождение по водам). 1444.
Прошу прощения за качество репродукции - хорошей не нашел. По цвету картина примерно такая:



Фрагмент:


Изогнутую линию горизонта можно интерпретировать как низкий пологий холм, а можно - как кривизну земной поверхности. В других картинах Вица мы явно искривленной линии горизонта не найдём, хотя в некоторых горизонт слегка заваливается. Разумеется, точных правил перспективы он не знал и в его работах можно обнаружить другие интересные эффекты.

Семь лет назад я писал про сиенскго художника Джованни ди Паоло, у него земля также порой "круглится" в некоторых работах



Джованни ди Паоло. Воскрешение Лазаря. 1426


Джованни ди Паоло. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте.
Здесь земля видится с высоты небес, поэтому её кривизна вполне оправдана.

Уже в 16 веке была создана еще одна знаменитая картина с "круглой Землёй", но там условия наблюдения примерно такие же, как и на предыдущей миниатюре.



Альбрехт Альтдрфер. Битва Александра Великого с Дарием. 1529
Битва происходит в Киликии. Видно Средиземное море и остров Кипр, развёрнутый зеркально, Египет, Красное море.
Когда-то, очень давно, я подсчитывал, на какую высоту нужно подняться, чтобы всё это увидеть, получилось - не менее 70 км., если не ошибаюсь, но подсчёт очень приблизительный. Масштаб, естественно, не выдержан, с такой высоты людей разглядеть нельзя и даже горы будут казаться совсем маленькими.
Бонусом - еще одна картина Альтдорфера с битвой.



Альбрехт Альтдорфер. Победа Карла Великого над аварами у Регенсбурга. 1518

Здесь горизонт не круглится, хотя и слегка завален. Но пушки в армии Карла порадовали.
Tags: 15 век, 16 век, живопись, перспектива, пространственные построения
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment