tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Геростратова слава. П.П. Заболотский

Есть художники, которые прославились не своим искусством, а своего роде "геростратовой славой". Так, Даниэле да Вольтерра был замечательным живописцем, но его знают, как "тряпичника", прикрывавшего срамные части фигур на фресках Микеланджело. Пьетро Торриджани был очень хорошим скульптором, но прославился тем, что сломал нос всё тому же Микеланджело. Зачастую и имён таких художников не помнят, помнят лишь, что были такие, которые сделали что-то нехорошее, или, по крайней мере, забавное.
Едва ли даже многие искусствоведы сходу назовут имена всех участников "Бунта 14-и", но почти вспомнят, что один из них отказался в последний момент бунтовать и попросил разрешения участвовать в конкурсе. Естественно, ему было отказано, т.к. в конкурсе не может быть только один участник. Больше ничем этот художник не прославился. Его звали Пётр Петрович Заболотский (1842- не ранее 1916).
Пётр Петрович Заболотский был сыном живописца Петра Ефимовича Заболотского (1803-1866) - живописца, близкого к Тропинину и Венецианову. Заболотский-старший учил живописи М.Ю.Лермонтова и написал два портрета русского поэта. Среди наследия Петра Ефимовича есть вещи интересные, не уступающие лучшим работам Тропинина (но вторичные по отношению к последнему), есть посредственные, но он уж точно не был лишен таланта и мастерства. А вот на его сыне природа немного отдохнула.
Видимо, в юности Заболотский-младший был прилежным рисовальщиком и неоднократно получал награды за свои учебные работы. Его восход был ранним и из 14 "бунтарей" он был самым юным (всего 21 год). Но - изъян многих систем художественного образования - прилежный ученик далеко не всегда становится выдающимся, да и просто хорошим художником. (Замечу также, что хороший рисовальщик вполне может стать плохим живописцем).
Живопись Петра Петровича Заболотского (в основном, портреты) гиперреалистичная и сухая, как живопись Зарянко, но без присущего Зарянко "блеска". Но нельзя сказать, что эта живопись плохая: уравновешенная композиция, неброские цвета, нет явных огрехов в анатомии. Глядя на его работы, понимаешь, за что он мог цениться в юности. Пётр Заболотский, видимо, чётко осознавал свои возможности и не пытался прыгнуть выше головы. Судьба его как художника была не слишком завидной: звания академика он так и не получил, в отличие от большинства своих товарищей-"бунтовщиков", все про него забыли и даже год смерти его остался неизвестен. Но причина безвестности отнюдь не в том не слишком благовидном поступке, который он совершил в юности. Впрочем и за этот поступок я его не осуждал бы.


Портрет неизвестной. 1872


Портрет неизвестного


Портрет неизвестной девочки. 1872


Портрет неизвестного купца

Портрет А.И Гейден


Портрет адмирала Л. Л. Гейдена


Портрет М.П. Новосильцевой. 1902


Портрет П.П. Чернохвостова. 1889


Портрет Александра III. 1889


Уснула. 1867

Пост в ЖЖ про отца и сына Заболотских


Tags: 19 век, Россия, живопись, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “портрет” Tag

  • Портрет по фотографии?

    Неизвестный художник (Монограмма "ЯК"). Портрет Андрея Егоровича Ленивова с женой. 1863 Андрей Егорович Ленивов - владелец обойной фабрики в…

  • Живые русские лица 1840-х

    В предыдущем посте писал про художника Л.К. Плахова, который в конце 1840-х годов бросил живопись и занялся дагеротипией. Снимал, наверное портреты…

  • Плохой хороший художник Мыльников

    Жил в первой половине 19 века в городе Ярославле художник Николай Дмитриевич Мыльников (1797-1842). Его отец, Дмитрий Петрович Мыльников…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments