tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про рост населения Европы - 2

Продолжаю разбирать Урланиса.

Германия

С Германией ситуация очень сложная. Усугубляет ее раздробленность страны, и Тридцатилетняя война в 17 веке.
Оценки потерь населения в результате войны различаются очень сильно. Крайние таковы:
1. За период 1618-1648 гг. население уменьшилось на 2/3.
2. За то же самое время население даже выросло, военные потери компенсировались рождением новых людей (Гёнигер)
Оценки численности населения в довоенное время колеблются в пределах от 16-17 до 25 млн. чел. Минимальные оценки числа жителей Германии в 1650 г. составляют 7-8 мл.
Сам Урланис оценивает население Германии так:
1600 – 14,6 млн.
1650 – 10,3 млн.
1700 – 13,5 млн.
1750 – 18,9 млн.
1800 – 24,5 млн.
Для 1500 г. он дает цифру в 10,8 млн., но при том разнобое в оценках, который имеется для довоенного времени, копать вглубь, кажется, нет никакого смысла.

Испания

Тут ситуация вроде бы значительно лучше.
Наиболее ранние данные относятся к 1359 г. (опубликованы в 1856 г.). Тогда в Каталонии насчитывалось 87 214 очагов, или семейств, т.е. 400-450 тыс. чел.
В 1429 г. в Арагоне было 42 683 очага, в 1495 г. – 50 391. В пересчете на всю Испанию у Урланиса получается 6, 5 млн. чел.
Вроде бы все просто, но тут же он заявляет, что оценки населения Испании в этот период колеблются от 4 до 24 млн. чел. ! 24 млн. – цифра, конечно, фантастическая. Крайние оценки, которые приводит Урланис 4.5 и 12-13 млн. чел. около 1500 г. Это и есть рубикон.
В 1594 г. в Кастилии было 1 340 320 семейств, в пересчете на всю Испанию это дает 8-8,5 млн. чел.
В течении 17-нач. 18 вв. население убыло. В 1723 г. оно составляло по разным оценкам 5,8-7,6 млн. Причем и в конце 16 и в начале 18 века считались семьи, а не люди.
К 1800 г. население Испании составило 10,5 млн. чел.

Италия.

Здесь ситуация, на мой взгляд, самая хорошая и самая правдоподобная.
Старейшие источники относятся ко второй половине 13 в. В 1275 г. в Неаполитанском королевстве был введен налог в ¼ унции золота на семью. Исходя из общего количества собранного золота можно вычислить число семей в королевстве: 180 тыс. семей для Неаполя и 60 тыс. для Сицилии, что в сумме дает ок. 1,2 млн. чел. Урланису эта цифра не нравится, т.к. экстраполяция ее на всю Италию даст 3,5 млн. чел, а это – очень мало. 
В 1465 г. в материковой части королевства (без города Неаполя) было 233 тыс. обложенных налогом семейств, в 1561 – 483 тыс., в 1595 - 555 тыс. (Отмечу, что речь идет о семьях а не о людях, как в Англии в 1377 г. До чего ж передовой страной был Туманный Альбион) Борис Цезаревич исходит из гипотезы, что население в средние века и эпоху Возрождения росло медленно, поэтому говорит не о росте числа жителей, а об увеличении охвата налогообложением. Т.е., факты, по сути подгоняются под теорию. В итоге, по различным оценкам плотность населения в Италии ок. 1500 г. колеблется от 30 до 60 чел./км. кв. Т.е. в случае с Италией «начало оптики» (по выражению Галковского) в области демографии приходится на вторую пол. 15 в.
Для второй половины 16 в. данные гораздо точнее. Имеются данные о населении различных областей Италии. Для «усредненного» 1558 г. получается 11 165 тыс. чел.
Для усредненного 1615г. – 12 650 тыс. чел.
В 17 в. население Италии стагнирует, а в 18 – идет вверх. В 1700 г. в Италии – 13 млн. чел., а в 1800 – 18 млн.

Дания.

Тут ситуация интересная. Как и Англия, страна находится «на отшибе», но уже в 1231 г. король Вальдемар II проводит здесь поземельную перепись. Впрочем, результаты ее оцениваются неоднозначно: от 340 до 1 550 тыс. чел.
Урланис говорит о стабильности населения Дании с 13 по 18 в., но это не более чем домысел.
В 1657 г., по церковным спискам в Дании насчитывалось 700 тыс. чел, а в 1660 г., по налоговым спискам – 455 тыс. чел.
В Швеции в 1571 г. насчитывалось 83 900 семейств, что дает ок. 400 тыс. человек. По другим оценкам здесь жило 900 тыс.

Подведём итоги. Для каждой страны можно обозначить нижнюю и верхнюю «границу достоверной статистики». Верхняя – начало проведения всеобщих переписей. Нижняя, начиная с которой данным о численности населения можно доверять хоть в какой-то степени – период, для которого оценки численности населения различаются в два раза:

Италия – кон. 15 в.
Испания – первая пол. 16 в.
Франция – сер. 16 в.
Англия – вторая пол. 16 в.
Швеция – кон. 16в.
Дания – первая пол. 17 в.
Германия – первая пол. – середина 17 в.
Далее, я перейду от негатива к позитиву, выдвину свою гипотезу, которую иные мои френды несомненно разделяют.
Население в 14-18 вв. растет непрерывно и довольно быстро. Я уже приводил пример Ирландии. Данные о численности населения Неаполитанского королевства также укладываются в эту схему.
Население Швейцарии (по которой статистические данные представляются достаточно достоверными) с 1500 до 1700 г. выросло почти в два раза (с 700 до 1 300 тыс. чел.). Это, заметим, без картошки и промышленной революции. Растет и численность населения городов. Б. Урланис говорит, что в 1400 г. было 4 европейских города с населением свыше 100 тыс. человек: Константинополь, Париж, Венеция и Милан. Но эти данные вызывают у меня сомнение: про население Константинополя я писал когда-то, что касается Милана, то по данным Пьера Шоню планку в 100 тыс. он превысил только в 1576 г.
Для 1500 г. Шоню говорит 4 городах, в которых было более 100 тыс. жителей, не считая ставшего османским Константинополя. Три из них – Неаполь, Париж и Венеция, а какой четвертый – не знаю.
В 1600 г. стотысячников было уже 11 или 12 (списки Урланиса и Шоню немного расходятся, но в обоих – 12 городов): Неаполь – 280 тыс., Париж – 200 тыс. (с предместьями), Лондон – 150 тыс. (с предместьями), ), Венеция (130-140 тыс), Палермо (105 тыс.). Остальные города балансируют на грани в 100 тыс. жителей: Рим, Милан, Антверпен , Севилья , Мессина), Лиссабон, Мадрид. Амстердам, по данным Пьера Шоню, превысил стотысячную планку в 1622 г.
К началу 17 века средиземноморские страны (Италия и Испания), похоже, достигли предела численности населения, возможного при тогдашнем развитии технологий ( в первую очередь – аграрных). К тому же, во второй половине 16 столетия начался малый ледниковый период, который, очевидно, также неблагоприятно отразился на развитиии сельского хозяйства. Поэтому население там выросло незначительно, а кое-где и убавилось. В то же время, на северных и восточных окраинах Европы оно непрерывно росло.
В 18 столетии население растет стремительно. Но о причинах этого, возможно, поговорим позднее.
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, Европа, города, датировка, демография, историометрия, исторические мифы, история, ренессанс, средневековье, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment