tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О "приземлённой телесности" и "нетленной сущности"

На Дзене пишут про перемены в римской скульптуре 3-4 вв. н.э.:

"Теперь искусство пыталось найти в образе человека что-то «вечное», какую-то нетленную сущность, лежащую за пределами приземленной телесности. Искусство пресытилось эллинистическим натурализмом и возжаждало духа. Умение с иллюзорной достоверностью изобразить тело было не утрачено, а отвергнуто. Задачи искусства изменились.

Цель художника теперь была не в том, чтобы камень уподобился телу, а в том, чтобы через тело показать жизнь бессмертного духа, заключенного в бренную оболочку. Вот что должны были передать глубоко посаженные, обморочно закатившиеся глаза, резко очерченные морщины, трагический изгиб губ".

Идея о том, что более грубое, или, если угодно, менее "живоподобное" изображение несёт в себе большую духовность не нова, но на самом деле, такое объяснение - плохое объяснение.

Colossal_head_of_Lucius_Verus_(mounted_on_a_modern_bust),_from_a_villa_belonging_to_Lucius_Verus_in_Acqua_Traversa_near_Rome,_between_AD_180_and_183_…
Люций Вер, соправитель Марка Аврелия в 161-169 гг.



Констанций Хлор (293-306 гг.)

Вот неужели первое - "приземлённая телесность", а второе - "жизнь бессмертного духа"? Возможно, части читателей так и покажется, но не потому ли, что нас в течение 100 с лишним лет приучали, что "духовность" (в изобразительном искусстве) - это "минимум жизнеподобия"? Но если степень жизнеподобия измерить относительно просто, то как измерять духовность, я не знаю.
Забавно, что подобные объяснения приходилось слышать не только применительно к римским скульптурам, но и, например, к русскому провинциальному портрету второй пол. 18 века. Вот, жил мастер, писал портреты, если уж не как Рокотов с Левицким, то до Христинека совсем чуть-чуть недотягивал. А под конец жизни ушел в "парсунность" - стало быть, пресытился "приземлённой телесностью" и стал "нетленные сущности" изображать. Пытался, по крайней мере.


Tags: Рим, исторические мифы, портрет, примитив, скульптура, эволюция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вторая прикрепленная.

    Для начала прочитайте вот эту запись и вот эту. А сейчас добавление к ним. 1.В связи с тем, что в личных сообщениях и в комментариях все чаще…

  • Бесконечное пространство барокко. Луи Дориньи

    Мне не очень нравится гипотеза о прямом влиянии научных и философских идей на искусство (всё намного сложней), но некоторые забавные параллели не…

  • Три богатыря

    Спрашиваю у ученицы (почти 16 лет): "Каких художников знаешь?" "Дюрер, Ван Гог, Никас Сафронов" Потом ещё назвала много других и их работы -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments