tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Художники, которым не повезло - 11. Джованни Бенедетто Кастильоне

Как-то не слишком повезло итальянскому искусству в целом, как это ни странно звучит. То есть имена Караваджо, Гвидо Рени, Сальватора Розы у всех на слуху, как и имена многих других хороших художников. Но первоклассных живописцев в сеиченто было слишком много, где же всех упомнить. Поэтому многих подзабыли. И Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664) – один из них.
Не то, чтобы он вообще малоизвестен. Нет, даже Википедия о нем знает. Но вот показатель: в Википедии о нем имеются статьи на девяти языках, а статьи о Гвидо Рени, например, - на тридцати шести. Так что – «не повезло». А жаль, ибо художник очень хороший.
Кастильоне родился в Генуе, о ранних годах его мало известно. Предполагают, что он учился у Ван Дейка, посетившего город в 1621 г. и испытал влияние Рубенса. Кроме этого, предполагают, что он обучался в мастерской Бернардо Строцци. И действительно, влияние и великих фламандцев и Строцци просматривается в его картинах. Но стоит ли из этого делать вывод, что художник обучался у этих мастеров? Пожалуй, Кастильоне – один из наиболее экспрессивных и наиболее «барочных» итальянских мастеров 17 столетия.
Работал в Риме, Генуе, Флоренции и Неаполе, умер в Мантуе, где работал при дворе герцога Карло II. Там же он получил прозвище Гречетто за тематику его пасторальных-«аркадских» сцен. Его брат Сальваторе и сын Франческо также были живописцами, работали в манере Кастильоне, делали копии его полотен, тем самым добавили работы искусствоведам по атрибуции картин.

Кастильоне был выдающимся анималистом. На его полотнах зачастую присутствует множество животных.


Иаков, ведущий стада в Ливан, 1632


Встреча Исаака и Ревекки, 1640.


Ной перед входом в ковчег, 1650


Ной загоняет животных в ковчег.


Жертворприношение Ноя после потопа


Изгнание торговцев из храма


Девкалион и Пирра. Тут влияние фламандцев налицо.


Самсон разрушает храм


Св. Франциск с распятием


Фавн и пастушка


Караван


Аркадские пастухи (ср. с ранней работой Пуссена)


Авраам, идущий в землю Ханаанскую


Диоген с фонарем. Одно из лучших решений этого сюжета, ИМХО


Поклонение пастухов, 1659. Здесь Кастильоне близка к маньеризму. Круг замкнулся.


А еще Джованни Кастильоне был великолепным рисовальщиком и гравером, множество его рисунков имеется в различных художественных собраниях. Он увлекался офортом, за что получил прозвище «второго Рембрандта». И действительно, его офорты мало в чем уступают работам великого голландца.


Давид с головой Голиафа


Штудия голов верблюда


Пасторальная сцена


Птицы и звери у дерева


Пейзаж с руиной






Головы в тюрбанах - частый мотив в его тврчестве (как и у Рембрандта)


Бегство в Египет


Меланхолия


Бог-Отец смотрит на Младенца


Воскрешение Лазаря


Животные покидают Ноев ковчег

Кроме того, он изобрел технику монотипии, и создал в ней ряд очень интересных работ. Хотя бы за это его следует помнить, даже если и не изобретал на самом деле, а просто начал одним из первых использовать. Кастильоне создавал эскизы маслом, которые могут рассматриваться как законченные картины.


Голова мужчины в тюрбане. Одна из первых монотипий


Сотворение Адама. Монотипия. Мощь и экспрессия просто блейковские


Ной ведет животных в ковчег


Семья пастухов


Проповедь Иоанна Крестителя


Языческое жертвоприношение


Евангелист Марк
P.S. Кстати, в Сети можно встретить даты его жизни 1607-1665.
Tags: 17 век, Италия, барокко, графика, датировка, живопись, искусство, параллели, реализм, случайность, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments