tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Гиберти и Аполлон


Всякое произведение искусства - это прежде всего информация. И как любая информация, появившись однажды, оно может быть скопировано. А если произведение искусства выдающееся (т.е. информация очень актуальна), то оно должно копироваться очень часто. С выдающихся скульптур и картин делают многочисленные копии, реплики, рисунки и гравюры, другие художники используют данные композиции в своих произведениях, переносят позы отдельных фигур к себе. Великие произведения искусства становятся образцами, на которых учится молодежь, о них говорят писатели, поэты и государственные деятели.
Райские врата флорентийского баптистерия Гиберти - безусловно произведение выдающееся. Я не занимался специально вопросом бытования Врат, поэтому не могу сказать, делал ли кто-то копии с рельефов Гиберти в эпоху Ренессанса, а также какие художники вдохновлялись этими композициями при создании своих произведений. Во всяком случае, сходу не могу вспомнить ничего. Джорджо Вазари описывает Врата достаточно подробно, хотя его  описание, как уже было сказано не вполне соответствует существующим ныне изображениям. А из этого следует лишь одно: к середине 16 века, когда создавались "Жизнеописания" какие-то врата, приписываемые Гиберти уже существовали. Что касается несоответствия описания действительности, то тут возможны два варианта: либо Вазари неточен (хоть это и странно, у него были все возможности для чтобы разглядеть рельефы створок во всех подробностях), либо в те времена существовали другие Врата.
Но самое удивительное, что работа Лоренцо Гиберти - выдающееся достижение скульптуры первой половины 15 века не нашла отклика  в произведениях его преемниках. Речь идет вот о чем. Гиберти удалось создать иллюзию глубины пространства так, как не удавалось никому ни до ни после него еще лет сто. Фигуры первого плана очень выпуклые, почти круглые. Постепенно высота рельефа уменьшается, и на дальнем плане изображение становится почти плоским.
А вот что мы видим в работах его младших современников.
Вот Филарете:

По сравнению с Гиберти очень плоскостно

Вот Донателло:

То же самое, к тому же в перспективе грубые ошибки.

То же касается и скульпторов конца 15 века и первой половины 16 (Поллайоло, Андреа Сансовино, Триболо и многих других). Никому из них не удается передать глубину протсранства так как Гиберти.
 Вот рельеф работы Баччо Бандинелли, талантливого скульптора, несмотря на некоторые неудачные произведения на тот же сюжет "Опьянение Ноя":

Анатомия фигур и их движения переданы безукоризнено, достигнута иллюзия пространственной глубины, но сам по себе слой изображаемого пространства не очень глубок.
На мой взгляд достигнуть совершенства рельефов Гиберти и даже превзойти их удалось только Джамболонье. Вот его рельефы с постамента памятника Козимо I во Флоренции:


Из эпохи Ренессанса перенесемся в наполеоновские времена. В это время литещик Василий Екимов создает копию Райских Врат для Казанского собора в Петербурге:

Копия очень точная, но расположение некоторых головок сильно отличается от оригинала. Кстати о головках. Вот эта ничего вам не напоминает:
?
Мне очень напоминает Аполлона Бельведерского. Особенно "рожки" на лбу характерные. Вот только "откопали" Аполлона в самом конце 15 столетия, так что Гиберти никак видеть его не мог.


Tags: "другая история", искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments