tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Мой ответ на вопрос про парики

На Яндекс.Кью
Сам вопрос:
Почему начали и перестали носить парики в Европе в XVII-XVIII веках? Вроде бы они осуждались церковью.

Ответ:

Среди ответов много рациональных объяснений и некоторые из них имеют под собой основание, но вообще, мода иррациональна по своей природе и в её истории много случайного. Мода циклична. Во второй половине 15 - начале 16 в. мужчины в Западной Европе носили длинные волосы и брили бороду (или оставляли небольшую бородку), ближе к середине 16 века волосы становятся короткими, а бороды - длинными. В 17 веке мода на длинные волосы возвращается, но, поскольку часть мужчин склонна к облысению, то становятся востребованы и парики. Среди лысеющих оказался и Людовик XIV, он стал носить парик и ему начали подражать его придворные, а затем и вся Европа. Появилась бы мода на парики, если бы у самого влиятельного монарха своего времени (по крайней мере, в Европе) не было бы проблем с облысением? Остаётся только гадать.
Парик в чём-то удобнее, чем просто длинные и густые волосы: его всегда можно снять, можно за пару минут поменять причёску (надеть другой парик) вместо того, чтобы подолгу сидеть у парикмахера.

Некоторые модные элементы внешнего облика имеют, т.с. "тенденцию к экстремальности". Так, лет 12-15 назад девушки носили джинсы с экстремально низкой талией, лет 45 назад в моде были экстремально широкие брюки-клёш, а в конце 16 века - огромные гофрированные воротники. Эта тенденция коснулась и париков: ещё при жизни Людовика XIV они выросли до гигантских размеров, но к 1720-м годам снова уменьшились, а к 1770-1780 годам снова увеличились в объёме и приобретали порой очень сложные формы. Откуда эта тенденция к большим размерам и сложности? Очевидно, от стремления каждого модника выделиться из толпы себе подобных. Что интересно, когда некие излишне вычурные элементы внешнего облика находятся на пике моды, они воспринимаются нормально, но мода проходит и они начинают выглядеть смешными. (Вспомните причёски конца 1980-х-нач. 90 годов). Естественно, парики стоили дорого, а уход за ними был трудоёмким, так что они подчёркивали статус владельца. Вячеслав Зайцев говорил, что мода - это усталость, когда то, что было модным, приедается, оно выходит из моды. То же случилось и с париками. К началу 19 века они выходит из моды и становятся символом ретроградства, над стариками, которые продолжают их носить, потешаются.

Последнее, по поводу церкви. Церковь во все века критиковала новые модные тенденции и вообще излишнее внимание человека к своему облику, но модников это не очень-то останавливало. Поэтому священники (в массе своей) закрывали на это глаза: пусть носят какие угодно парики, лишь бы пожертвования вносили и не демонстрировали излишнего вольнодумства. Кстати, некоторые католические и протестантские священники сами носили парики в 18 веке.
Tags: 17 век, 18 век, мода
Subscribe

Posts from This Journal “мода” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments