tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Бюрократическая революция" 17-18 вв.

"Армия Людовика XIV в разгар войны Аугсбургской лиги (1688–1697) насчитывала 400-420 тысяч человек. С увеличением численности армий и расширением географии войн более остро вставал вопрос логистики, материального и инженерного обеспечения войск.

Армии стали своеобразной центробежной силой, которая сопротивлялась централизованному контролю со стороны государей и накладывала определенный отпечаток на их стратегию. Многие критики Людовика XIV отмечали, что он зачастую не давал своим военачальникам достаточной свободы и самостоятельности в действиях, требуя, чтобы они отчитывались перед Версалем за каждый свой шаг, и буквально засыпая их подробными инструкциями.

Такой подход назвали «кабинетной войной» (guerre de cabinet), и для него у французского короля были свои причины. Людовик на всю жизнь запомнил события Фронды середины XVII века и стремился ограничивать власть военачальников-аристократов. В свое время он даже устранил из армии родного брата, герцога Филиппа Орлеанского, боясь растущей популярности последнего, которую тот приобрел, одержав в 1677 году крупную победу при Касселе.

Другой причиной для таких действий была необходимость придать действиям армий системность, что, по задумке Людовика, добавило бы им слаженности и тесно связывало политические решения с решениями полководцев на поле боя. Все королевство, включая армию и флот, должно было образовать единую систему, все действия которой подчинялись бы воле одного человека – короля.

Сам Людовик, хотя и осуществлял личное командование при нескольких осадах в ранние годы правления, все же был скорее администратором, работавшим в паре с другим великим «менеджером» эпохи – Лувуа (до смерти последнего в 1690 году). Согласно расхожему мнению, возраставший административный компонент в ведении боевых действий можно было назвать, апеллируя к понятию «огнестрельной революции», – «бюрократической революцией».

В Великобритании флот и вся сопутствующая инфраструктура стали крупнейшей индустрией государства и самыми главными потребителями технических инноваций. Военные флоты стали важным инструментом государственной политики с середины XVII века, но подлинным временем расцвета технической мысли на флоте стал XVIII век – модернизировались верфи и технологии строительства, усложнялась корабельная архитектура и создавались новые доктрины морской войны.

Адмиралтейства испытывали определенные трудности в вопросах исполнения приказов адмиралами и капитанами, которые порой находились на другом конце света, но с увеличением численности флотов рос и бюрократический аппарат, призванный регулировать деятельность всех «ступенек» в этой иерархии...

Британское Адмиралтейство XVIII века отчасти представляло собой бюрократический кошмар, однако в этом, как ни парадоксально, была его сильная сторона, поскольку ни у французов, ни у испанцев не было такого отлаженного и развитого администрирования. Важной составляющей успеха морского дела у англичан было то, что к указанному времени Адмиралтейство, путем хитростей и бюрократических лазеек, научилось само обеспечивать себя денежными средствами, и это преимущество особенно отчетливо проявлялось во время военных действий.

Что касается Пруссии, то это небольшое государство, ворвавшееся в мировую политику в 1740-ые годы стараниями молодого короля Фридриха II (еще не Великого), тоже испытывало ряд сложностей, связанных с администрированием. То, что неплохо работало для небольшого королевства, переставало работать для агрессивной, «заточенной» под войну державы, которой Пруссия стала при Фридрихе.

Все административные преобразования короля были попытками систематизировать государственную бюрократию под нужды военного времени, максимально четко отладить механизм, позволяющий с минимумом проволочек изыскивать средства для войны. Отчасти можно сказать, что Фридрих пытался привить военную четкость и организованность в бюрократические круги королевства, где он, естественно, встречал сопротивление со стороны старых консерваторов.

Великобритания, в отличие от Пруссии, располагала куда более существенными финансовыми ресурсами, поэтому англичане смогли лучше отладить логистику и снабжать свои армии в колониях (особенно – в Северной Америке). Для тех же французов это было сущим кошмаром и вечной головной болью (ужасное снабжение стало едва ли не главной причиной потери Канады).

В то время как французские командующие были стеснены необходимостью отчитываться перед Версалем буквально за каждый шаг, в британской армии, и особенно на флоте командующие обладали определенной степенью свободы. Это существенно ускоряло принятие решений, что является критическим показателем в ходе войны.

Важность логистики очень ярко проявилась, например, в ходе войны Аугсбургской лиги (1688–1697 гг.), когда армия французского маршала Катина не могла получать достаточное количество подкреплений и ресурсов для борьбы с Савойским герцогством. Итальянцы блокировали горные перевалы и могли небольшими силами удерживать пути снабжения, не давая Катина получать подкрепления. При этом француз, одержавший победы в ряде сражений в открытом поле, в итоге сам был вынужден перейти к обороне. Решить проблему итальянского фронта Людовику XIV удалось, только заключив мир с Савойей".
Источник

Корнелис Вермулен (1654-1708). Портрет маршала Николя Катина
Tags: 17 век, 18 век, Британия, Франция, войны, история
Subscribe

Posts from This Journal “войны” Tag

  • "Скоро будем погоны носить..."

    "22 сентября 1935 года в Советском Союзе вышли постановления ЦИК СССР № 19 и СНК СССР № 2135 о введении персональных воинских званий для…

  • Спасибо деду

    Мой дед, Тихон Михайлович Токарев (1918-1977, в центре) с сослуживцами. 1945 г. (?), предположительно Восточная Пруссия. У деда был сложная…

  • Накануне Крымской войны

    Читаю сейчас второй том книги А.А. Свечина "Эволюция военного искусства" (1923 г.) Сразу замечу, что поскольку книга вышла в только что образованном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments