"Всякая другая рыба отлично продавалась, а вот селедка стоила сущие гроши, занимать ей трюмы и палубы было непростительным расточительством.
Бейкельс догадался, что источником горечи являются жабры селедки и быстро портящийся жир, которым наполнена эта рыба, и научился отсекать жабры весьма ловко - одним движением ножа.
Но он не остановился на этом и стал солить её в дубовых бочках прямо на борту своей лодки (благо родной его Биерфлинт был еще и соляным центром Зеландии - там умели выбирать кристаллы соли из сожженного торфа, так что этот дефицитный продукт тоже был под рукой). Моментальная засолка позволяла избежать горечи от быстро портящегося жира.
Более того, благодаря засолке на борту длительность нахождения судна в море значительно увеличилась (раньше приходилось возвращаться в порт каждый день, сохраняя свежесть улова), то есть, иными словами, резко выросла производительность труда и снизилась амортизация расходов на рыболовное оборудование...
Пожалуй, именно селедка стала первой в истории человечества пищей (после зерна - транспортировкой которого, однако, всегда занимался не бизнес, а государство, и понять выгодность тех перемещений сложно), перевозить которую было и - возможно технически (она довольно долго и надежно сохранялась), и - весьма прибыльно (потому что высокий спрос на нее делал её продажу на другом конце земли делом коммерчески успешным).
Ажиотажный спрос подстегивает предложение - и именно с этого момента на берегах Голландии начинается кораблестроительный бум.
Строятся не только суда для лова сельди, специально придуманные харингбюйсы, но и суда для ее транспортировки в другие страны, а еще - военные, для конвоев, охранявшие рыбаков от пиратов и кораблей под другими флагами (лов селедки был причиной войн!).
Кроме того, корабль - это самый инновационный, наукоемкий и самый сложный товар той поры, который вбирает в себя все лучшие достижения эпохи, а кроме того, требует в огромном количестве развития сопутствующих производств и большого количества материалов и компонентов - верфи требуют множества древесины и металла, парусины и канатов - и эти производства появляются в Нидерландах повсеместно.
А еще кораблестроение требует особых навыков, квалификаций и компетенций - и, конечно, они, будучи востребованы рынком, появляются тоже.
Селедка и связанное с ней кораблестроение стимулируют импорт того, чего не хватает в Голландии - из Португалии и Испании привозят соль, из Скандинавии - лес, из Рейнской области - коноплю для плетения сетей и судовой оснастки.
Что придало внешней торговле Голландии дополнительное ускорение.
В те времена голландское купечество еще на располагало капиталами, зато голландцы, уже имевшие опыт долевого участия при разработке польдеров, сумели найти решение и этой проблемы.
Они организовывали товарищества, которые создавались уже на этапе закладки судна на верфи. Судостроение требовало более, чем значительных средств. Инициатор закладки судна, называвшийся «патроном», привлекал компаньонов, разделив уставный капитал товарищества на равные доли. Число паев обычно не превосходило полутора десятков.
Компаньонам часто принадлежали, например, 1/13 часть одного судна, 2/5 другого, 3/11 третьего и так далее.
Таким образом распределялась прибыль.
Точно так же купировались риски.
Это исключительное, по тем временам, умение кооперироваться, ляжет краеугольным камнем в фундамент будущего экономического "чемпионства" Нидерландов.
Понятно, что игра, в которую вливалось такое количество денег, нуждалась в собственных правилах, и сельдяной промысел по числу постановлений, законов и указов, превзошел все остальные".
Ещё немного про голландскую экономику