tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Роль воспроизводимости

Я не люблю категоричности, но, пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что важнейшим из всех искусств в 19-20 веках (по крайней мере, в первой половине 20 в.) была литература, впрочем, я не знаю, как подтвердить, или опровергнуть это утверждение.

Почему так произошло, почему влияние литературы было столь широким? Одна из причин, конечно, технологическая: появление книгопечатания, давшего автору возможность доносить свои идеи до читателя (так и хочется сказать "потребителя") в практически неискаженном виде. Впрочем, от изобретения Гутенберга до того момента, когд литераторы стали настоящими властителями дум пошло несколько веков: потребовалось, чтобы и число грамотных людей сильно выросло и книги стали доступными.


П. Бульон (рисунок), Р.У. Массард (гравюра). Репродукция "Моны Лизы". 1803
Источник

В отличие от литературы у живописи дела с массовой тиражируемостью долгое время обстояли плохо. Любая репродукционная гравюра это "Мойша напел", её качество очень сильно зависит от мастерства исполнителя, а где ж столько хороших мастеров взять? Создание качественной репродукционной гравюры было делом невероятно кропотливым. а тираж таких гравюр был, как правило, невелик. И плюс ко всему, был ещё одна почти неразрешимая проблема: цвет. Тут уже уместна такая аналогия: Мойша не напевал, а высвистывал, или даже выстукивал мелодию, чтобы передать исполнительское мастерство Карузо (тут, впрочем, уместно взят певца, который был и автором мелодии). Забавно, что стадии наивысшей виртуозности искусство (тут в смысле "ремесло") репродукционной гравюры достигло тогда, когда уже появились и развились до довольно высокого уровня другие, механические, техники воспроизведения  и тиражирования живописи.
Но и они делали свою задачу, а именно, доносили идею автора до зрителя, отнюдь не идеально: сходство с оригиналом оставалось весьма отдалённым. Возможность "дистанционно" любоваться валёрами и прочими живописными тонкостями гурманы получили лишь (грубо говоря) к середине 20 века, да и то, процент высококачественных цветных репродукций в бумажную эпоху был очень невелик. Живописцы понимали, что у широкого зрителя не будет возможности оценить качество живописи в полной мере и компенсировали эту невозможность фабульностью, занимательностью сюжета. Те же, кто искал признания не у масс. а у узкого круга ценителей искусства, сосредоточились на других моментах.

Конкуренцию литературе-"властительнице дум" в 20 веке составил не живопись, а кино и, особенно с середины столетия, музыка и это тоже во многом обусловлено воспроизводимостью, т.е. зритель и слушатель потребляли именно тот продукт, который создал автор в практически неиспорченном посредниками виде (дубляж и редактирование оставляем за скобками). Ну и кстати, лёгкость записи и тиражирования музыки, подозреваю, во многом обусловила распространение случаев, когда исполнитель одновременно является автором музыки и текста песен.

Tags: 19 век, 20 век, живопись, искусство, массовая культура, репродукции
Subscribe

Posts from This Journal “репродукции” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments