tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про образование в допетровской Руси

Прочитал статью в Толкователе, где сравнивается система образования в США и России в 17-18 вв. Конечно, не в нашу пользу:
На территории США первые «высшие» образовательные учреждения (в близком к современному пониманию этого термина) появились еще в XVII веке. Первым таким институтом стал Новый колледж, основанный в английской колонии Массачусетского залива в 1636 году, который спустя 200 с лишним лет стал называться Гарвардским университетом. Изначально это было церковное образовательное учреждение пуритан, но уже с конца XVII века образовательная программа становится все более светской. Примечательно, что на момент создания Нового колледжа, общая численность англо-шотландских колонистов на территории будущих Тринадцати колоний вообще не превышала 35-40 тысяч человек.

.....вплоть до конца второй трети XVI века у православных христиан не было вообще никаких образовательных учреждений, которые надежно фиксировались бы документально и функционировали непрерывно.


Или вот еще вдогонку:
Мнение об отсутствие школы в допетровской Руси болезненно воспринималось славянофильски настроенными современниками как нечто ущербное в ее культуре. Они стремились найти сведения о школе и - не находили их.

Или еще:
На Стоглавом Соборе (1551) было постановлено о повсеместном создании школ, в задачу которых входило обучение письму, чтению и церковному пению. Одни исследователи видят в этом постановлении собора узаконение существовавшей практики, (что, однако, не имеет исторических свидетельств). Другие - решение учредить совершенно новую, улучшенную систему образования, в том числе и богословского. Очевидно лишь то, что ни до 1551 г., ни после и до конца XVII в. подобной системы не существовало.

А вот что пишет историк-фантаст Петр Золин, про образование в 17-м веке:

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.
В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.
Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.
В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.
Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.
В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.


Не густо для государства с населением в несколько миллионов человек. Так и подбивает спросить: а как же, при таком дефиците не то что образованных, но просто грамотных людей это самое государство управлялось?
Tags: 16 век, 17 век, Россия, США, история, культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments