tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Влияния ампира в деревянной архитектуре Костромы.

Начинаю цикл постов, посвященных заимствованиям из каменной архитектуры в деревянном зодчестве. В основном, на материале Костромы и Костромской области, но может, и про другие регионы скажу. Немного об этом я уже писал.
Каменная архитектура на протяжении долгого времени в сознании людей была более «статусной», престижной, нежели деревянная, поэтому многие элементы первой переходили во вторую. В городском и сельском деревянном зодчестве России можно обнаружить черты практически всех стилей, бытовавших на протяжении 18-нач. 20 вв. При этом изначальный смысл многих элементов утрачивался, конструктивные детали приобретали сугубо декоративный характер, и их облик изменялся до полной неузнаваемости.
В первой половине 19 века в Костроме появляется много построек в стиле ампир, и именно он во многом определяет облик города. В деревянную архитектуру ампирные элементы проникают с опозданием на 2-3 десятилетия. К сожалению, большинство домов, о которых речь пойдет ниже, не имеют точных датировок. Полагаю, большинство из них были созданы в 1850-60-е гг., т.к. указания на более поздние даты мне не встречались.









Дом княгини М.Ф. Шаховской, ул. Лермонтова, 14. Это здание имеет точную дату постройки – 1850 г. Карниз некогда был украшен консолями и розетками.

"
Один из возможных прототипов данного карниза – карниз пожарной каланчи, построенной по проекту П.И. Фурсова. Над окнами проходит фриз с растительным орнаментом.


Для сравнения - дом 9 на ул. Дзержинского.








Рядом с домом Шаховской находится усадьба А.Ф. Сумарокова, главный дом и флигель которой также были возведены в середине 19 в. (впервые упомянуты в 1868 г.). Навершие наличников с фигурной резьбой имеет многочисленные аналоги в каменных домах.



Фриз с круглыми розетками также довольно часто встречается в классицистской и ампирной архитектуре.




Ул. Лермонтова, 6. Этот дом с мезонином также датируется серединой 19 в. и также впервые упомянут в 1868 г. Его декор напоминает декор дома Сумарокова, но значительно строже, но здесь имеются интересной формы пилястры. Окна верхних этажей в обоих домах с мезонином объединены тягой.
Подобная тяга встречается во многих костромских домах. Возможно, она имитирует неглубокие ниши, в которые помещались окна.


Ул. Кооперации, 14.




Ул. Сенная, 12/17.


Ул. Ивановская, 18/6. К сожалению, декор этого дома был значительно изменен.






Ул. Комсомольская. 73. Еще один дом, двухэтажный и «полукаменный» с почти таким же декором, что и два предыдущих. Очевидно, возведен примерно в то же время. К сожалению, этот прекрасный дом не является памятником архитектуры.



Ул. Свердлова, 21. Дом Зарайского, 1810-е. Декор более поздний, относится ко второй половине 19 в.


Ул. Козуева, д. 37 А. датируется третьей четвертью 19 в. Здесь декор уже утрачивает свой ампирный характер.




Пер. Сенной д.3. О времени его постройки сведений найти не удалось, но судя по погруженности в землю, он достаточно старый, примерно сер. 19 в.

В заключение приведу примеры наличников в кирпичных домах той эпохи:





Tags: 19 век, Кострома, ампир, архитектура, датировка, деревянное зодчество, классицизм, параллели, примитив, стили, стилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments