tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Историзмы-анахронизмы. Орацио Джентилески

Почему художники средневековья и Ренессанса изображали библейских и греко-римских персонажей в одеждах своего времени? Часто приходится слышать, что у людей того времени отсутствовало историческое мышление, что они "жили в вечности" и т.п. Отсутствовало, конечно, оно и сегодня не у всех присутствует. С другой стороны, люди и тогда понимали, что раньше всё было иначе.Применительно к искусству, они (в первую очередь это касается знати и художников) видели старинные миниатюры, иконы и фрески и не могли не замечать, что люди там одеты по-другому. Более того, художник, изображавший в эпизоде из античной истории людей. одетых по моде, допустим, 1525 года не мог не знать, что ещё в 1505-м люди одевались иначе. Почему же изображал?
А почему мужчины в первой части фильма "Москва слезам не верит", где действие разворачивается во второй половине 1950-х, носят причёски конца 1970-х? Тем более, что и сам Меньшов в момент знакомства Катерины с Родионом-Рудольфом был почти их ровесником. Неужели не помнил, какие причёски были в моде 20 лет назад? А не помнил, так ведь осталось множеств фотографий, фильмов, картин и рисунков. Отчасти такой анахронизм можно объяснить стремлением угодить публике, а отчасти тем, что режиссеры действительно не заморачиваются этой проблемой. Современная мода воспринимается как единственно правильный вариант - недаром подобные случаи вызывают диссонанс только у отдельных зануд вроде меня, а остальная публика (даже те, кто успел пожить и в 1958 и в 1979 г.) не видим в этом ничего такого. Помнится, Ильф и Петров в "Одноэтажной Америке" писали, что причёска актрисы в историческом фильме обязательно должна быть по моде 1934 года. а если в 1937 г. мода сменится, то сменится и причёска.
"Здесь и сейчас" воспринимается как норма. Это касается не только времени, но и пространства. Китайцы на миниатюрах к книге Марко Поло живут в западноевропейских городах и одеты почти по европейски. Это "почти" важно, европейцам того времени различия в облике наверняка казались очень существенными.
С другой стороны: а что знали европейские художники, допустим, 15 века про китайскую архитектуру, китайский костюм? Да почти ничего. Но и про античность они, в массе своей, знали ненамного больше. Да, некоторые итальянцы могли видеть античные рельефы и статуи в большом количестве. Но одно дело - видеть, другое изучать с исторической точки зрения. Уже в 18 веке Винкельману приходилось доказывать, что скрипка была неизвестна древним грекам и римлянам и поэтому изображать с ней Аполлона - неправильно.
Иногда, впрочем, людей изображали одетыми по моде того времени, когда они жили, но это если существовала непрерывная традиция так их изображать. Например, Данте на картинах и фресках 15-16 вв. одет более менее по моде первой половины 14 века. А Христа и апостолов ещё в поздней античности стали изображать в греческих хитонах и гиматиях (которые они вряд ли носили), эта традиция сохранилась до сих пор.

Один из способов показать, что действие происходит в какие-то давние времена - одеть персонажей в античные (вернее квази- или псевдоантичные) одежды. В эпоху Возрождения это  было распространено, один из самых ярких примеров мы видим в "Афинской школе" Рафаэля, но такой приём встречался на протяжении всего средневековья. Одежды могут быть не только псевдоантичными, но и псевдовосточными, особенно если речь идёт о Востоке (а библейские события разворачивались именно там). Тут множество примеров от братьев Лимбург до Рембрандта.

В какой-то момент художники осознали, что люди прошлых веков должны быть одеты в костюмы прошлых веков и эт совпало со стремлением тщательно, с археологической точностью изучить старинную одежду. Одним из первых в этом деле был Караваджо, ниже, картина его друга и ученика (хоть и старшего по возрасту) Орацио Джентиллески:


Орацио Джентилески. Иосиф и жена Потифара. 1632

Иосиф одет в костюм 1510-1520-х годов, за сто лет до создания картины, но откуда Орацио мог знать, как одевались египтяне на границе Среднего и Нового Царств? "Древняя" одежда, вот и всё, мы не должны от него требовать слишком многого. Ещё в 19 веке персонажей, допустим 12 столетия одевали по моде 15-16 вв., и сегодня такие изображения многими воспринимаются нормально. "Средневековье" и всё тут. Вт и здесь просто "древность".
Ещё одна картина Джентилески:


Св. Цецилия, Валентиан и Тибуртий. Ок. 1620

Здесь персонажи 3 в н.э. тоже одеты в слегка видоизменённую одежду середины 16 века.
Хочу написать пр такие вот историзмы-анахронизмы у других художников, у Караваджо, в первую очередь, и, может, у Тьеполо (правда. там немного дугой случай).

Tags: 17 век, восприятие, живопись, историзм
Subscribe

Posts from This Journal “историзм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments