tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Ипатий, каким его не видел Михаил Романов


Иван Литвинов. Вид костромского Ипатьевского монастыря. 1613 г. Точная копия с древнего рисунка, хранящегося в костромском археологическом музее. 1901.

Этот рисунок часто воспроизводится чтобы показать как выглядел Ипатьевский монастырь во время пребывания в нём Михаила Романова. Но насколько же древним был оригинал,  с которого художник Иван Литвинов сделал копию.
Стилистика рисунка и особенности пространственных построений свидетельствуют, что его автором никак не  мог быть русский художник первой половины 17 века. Может, это был иностранец? Хорошо известны рисунки и гравюры с видами русских городов работы Олеария, Пальмквиста, Мейерберга, Витсена. К сожалению, Кострому из них никто не запечатлел. Если и существовали рисунки европейцев 17 в. с видами Ипатеьвского монастыря, сегодня о них ничего не известно.
Очевидно, что основанием для датировки послужило то, что на рисунке отсутствует Новый Город (стены, пристроенные к старым укреплениям с запада в 1642-1645 гг.
Посмотрим, насколько обстановка, изображенная здесь соответствует истории строительства в Ипатьевском монастыре.



1. Троицкий собор. Здесь его вид сильно отличается от вида современного Троицкого собора. Первый каменный Троицкий собор (существовал в 1560-1649) был небольшим храмом (внутренние размеры 8,5*10 м, скорее всего, двустолпным. Килевидные закомары, которые мы видим на рисунке вполне могли быть, а вот шатровое завершение - вряд ли).
2. Ц. Рождества Богородицы. Возведена в 1564 г. Согласно данным И.В. Рогова и С.А. Уткина это была каменная шатровая церковь на подклетах с приделом Иоанна Златоуста. С запада к церкви примыкала трапезная палата (1559). Храм, что мы видим на рисунке, этому описанию не соответствует. Впрочем, есть данные, что эта церковь была деревянной
3. Звонница(?). Здесь она очень маленькая, в то время как в действительности это сооружение очень внушительных размеров. Звонница была построена в 1603-1605 гг., шатровая колокольня, подобная той, что на рисунке, пристроена к её северному торцу в 1646 г.
4. Хозяйственный "Корпус над погребами". Построен в 1586-1593 гг. Вторым этажом надстроен в 1732 г..
5. Келарский корпус ("Палаты бояр Романовых"). Нижний этаж возведён в 1586-1588 гг. как братские кельи, верхний - в 17 веке. Вид корпуса в точности соответствует рисунку 1832 г. Одно это уже заставляет предположить, что "древний" вид монастыря создан не ранее второй трети 19 в. Однако продолжим.
6. Братский корпус. Нижний этаж возведён в конце 16 века, верхний - в 1758-1759 гг. Рогов и Уткин предполагают, что деревянный второй этаж над братскими кельями мог существовать уже в 16 веке.
7. Настоятельские кельи. Возведены в 1645 г.
8. Казначейский корпус. Имеет сложную строительную историю, в единое двухэтажное здание как на рисунке был перестроен к концу 17 в.
9. Святые врата. Главный вход в монастырь до второй половины 18 в.. В 1595-1597 гг. возведена надвратная церковь Св. Ирины и Федора Стратилата, увенчанная двумя шатрами (заменены восьмериками в 1690-х гг.)
10. Стены низкие и тонкие, без галереи зубцов. Возведены в 1586-1590 гг. В 1621-1625 г. стены были увеличены в высоту и в толщину. В 1642-1645 гг. с запада был пристроен т.н. Новый Город, на рисунке отсутствующий.

Таким образом, представленные на рисунке сооружения не могли существовать одновременно в том виде, в  каком они изображены на рисунке. Скорее всего, рисунок представляет собой реконструкцию того, как мог выглядеть Ипатевский монастырь в эпоху Смуты. Но авторы не обладал должными историческими познаниями, скорее всего, ему было известно лишь то, что Троицкий собор в то время был другим и территория монастыря ограничивалась Старым городом. Скорее всего, рисунок. копию с которого снял художник Иван Литвинов в 1901 г., был создан в первой половине 19 века, в крайнем случае, не раньше второй пол. 18 в.. А может такого рисунка и вовсе никогда не существовало, и автором реконструкции (или фальсификации?) является сам Литвинов. Впрочем, не будем его обвинять в злом умысле.
По всей вероятности, основываясь н этом рисунке, Иван Литвинов создал реконструкцию Святых ворот, как они выглядели в начала 17 в., имеющую, мягко говоря, весьма отдалённое отношение к действительности.



Иван Литвинов. 1901 г.


В. Соколов. Вид келарского корпуса. 1832

Основные источники:
И.В. Рогов, С.А. Уткин. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. - М.: Северный паломник, 2003
Каталог "Памятники архитектуры Костромской области"
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, Кострома, архитектура, датировка, фальшивки
Subscribe

Posts from This Journal “Кострома” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments