Бригантина, изначально - мини-галера, 8-12 пар вёсел, но сидели за этими вёслами не рабы, а берберийские пираты. Сегодня дочитал книжку английского историка Стенли Лейн-Пула (1854-1931) про этих самых пиратов. Интересно, но Лейн-Пул просто описывает события, не пытаясь особо разобраться в их причинах+великодержавный английский шовинизм, столь обычный для его времени (об американцах он, кстати, пишет довольно почтительно).
Арт ван Антум. Атака французского корабля берберскими пиратами. 1615
С началом 17 века берберийские пираты выходят в океан и добираются аж до Исландии и Скандинавии, а к концу столетия термин "бригантина" стал означать уже чисто парусное судно, на такой люди Флинта пели песенку.
Роль пиратских набегов в 16-18 велика, но как правильно оценить их вклад в развитие Западной цивилизации? В какой степени соседство с пиратами обусловило упадок юга Европы? А как пираты повлияли на становление национальных государств? Ясно, что ни в том, ни в другом случае они не были решающим фактором, но вот об этом хотелось бы почитать.
А на испанском побережье до сих пор сохранились сигнальные башни 16 в., извещавшие о приближении пиратов. Вот ещё интересная тема: как их набеги повлияли на появление телеграфа?
Сигнальная башня времён Карла V в Тоссе-де-Мар (Каталония)
Серия постов о бригантинах в ЖЖ "Весло и Парус"