tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Гендерно-советское

Читал вчера в журнале одной известной блоггерши про гендерные отношения в СССР. Все верно, в общем-то, если бы не одно «НО». Дело в том, что после прочтения многих текстов про советскую эпоху складывается ощущение, что эпоха эта в культурно-идеологическом плане являет собой этакий монолит. (zina_korzinaв этом смысле скорее исключение из правил, историзм характерен для ее мышления). А это – совсем не так. 20-е, 50-е и 80-е годы – это «три большие разницы».
Революция происходила под антибуржуазными и антимещанскими лозунгами. Думаю, это на самом деле – одна из причин того, что революция победила у нас, и не побудила, например, в Германии. Дело в том, что буржуазия и мещане, а если называть вещи своими именами – горожане составляли меньшинство населения, да и многие из них являлись таковыми еще в первом поколении. Мещанская культура была слаборазвита, сокрушить ее, как казалось поначалу, было не сложно. Поэтому многие викторианские предрассудки буржуазии были легко сметены, например отношение к браку.




C. Рянгина. Все выше. (Знаю, знаю, что это 30-е гг., а не 20-е. Мне просто картина очень нравится)

Двадцатые годы были временем великих экспериментов, в том числе и в гендерной области. Женщины начинают повсюду примерять на себя мужские роли и мужские профессии в частности. С точки зрения внешнего облика различия между полами также нивелируются: женщины начинают носить короткие стрижки, а некоторые – и брюки (причем не только в качестве спецодежды). Впрочем, брюки не получили тогда массового распространения: доминировала тенденция к укорочению юбок. Аналогичные процессы шли и на Западе, но там путь распространения новаций был несколько иным: они плавно просачивались сверху вниз, от элиты к нар. Массам через толстую прослойку буржуазии (да и сам «народ» был порядком обуржуазившимся). А у нас – хлынули мощным потоком, ибо прослойка была уж очень тонкой.
Было и еще отличие. В двадцатые годы на женщин, слишком много уделявших внимания своему облику (т.е. пользовавшихся косметикой и т.д.) официальная идеология смотрела косо. За накрашенные губы могли и из комсомола исключить. А мужчин могли исключить за галстук, как проявление буржуазности.
По мере роста городов их население все в большей степени перенимало и городскую (мещанскую) идеологию. С ее викторианской моралью и четким разделением гендерных ролей. Общество, казалось-бы было отброшено почти на столетие назад, даже школьная форма - из прошлого века, как и раздельное обучение кстати. Женщина могла быть, конечно, сварщицей, или трактористкой, но это воспринималось иначе, нежели в двадцатые годы. Читал какой-то рассказ 60-х гг. (уже не помню ни названия, ни автора, так себе рассказик), так вот там одна дама с не сложившейся личной жизнью рассуждала о том, как во времена ее юности пропагандировали освоение женщинами мужских профессий, а теперь «женщина должна быть женщиной».
В 60-70-х гендерные различия опять вроде обнаруживают тенденцию к нивелированию, но тенденция эта не была особо мощной. Так, одели женщины брюки и все. Причем, женские брюки выделились почти сразу из всего множества брюк. Тут мы находились в русле общемировых веяний. А о том, что происходит сейчас – как-нибудь в другой раз.


В тему:

Антивикторианское

Каблуки и прочее
Tags: 20 век, cоветское, Россия, андрогинность, искусство, культура, личное, мода, общество, цикличность, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments