tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О "правде жизни"

Читал вчера, что пишет mmekourdukova о «подобии», так что не удержусь и процитирую:

Вот поэтому современному студенту Академии художеств, понаторевшему в создании почти фотографически точных рисунков и этюдов с натуры, действительно есть чему поучиться у куда менее «фотографичных» Пуссена и Веласкеса, у ещё более «условных» Джотто и Ян ван Эйка и даже у безымянных средневековых иконописцев, совсем уж «стилизованных». Не «подобию» он у них учится, не сходством с фотоснимком восхищается, а той волшебной точностью, с какой это столь неполное, условное «подобие» выражает мысль художника.

Но я вообще-то о другом немного. «Подобие», оно же реализм (для меня эти слова синонимы, хотя у каждого, конечно есть свои оттенки) можно толковать двояко. Во-первых, как фотографичность. Сюда относится и анатомическая «правильность», перспектива и точность колорита и т.д. Все это очень важно для создания реалистического образа, но это не самое главное. А что самое главное? Думаю, пресловутая «правда жизни» («во-вторых»). А что за правда такая, и с чем ее едят – тут вопрос очень сложный. ИМХО, одним из признаков присутствия той самой правды в произведении искусства является разнообразие.
Порой смотришь работы какого-нибудь современного академиста, легкую эротику, например. Все девушки красивые, стройные, в общем идеальные почти что. Одна, вторая, третья… На десятой надоедает. Хочется увидеть, например, женщину с короткими и крепкими ногами. Или незрелую нимфеку. Или еще молодую, но уже начинающую увядать, лет этак 38-и. Или просто полную (но не толстую). Однообразие притупляет, как бы хорошо в смысле фотографичности не было само изображение.
Поэтому, например, ценю Репина, как реалиста куда больше, нежели, к примеру, Сурикова. У последнего большинство лиц так и просится на открытку: чернобровые, глазастенькие овалы с прямыми носиками и маленькими ртами.
Сравните, как разнообразны например, лица на картинах Джотто, по сравнению с произведениями его старших современников, скажем, Дуччо. (И хотя второй субъективно мне милее, первый объективно реалистичнее).




Помню, когда-то давно увидел работы Нуньо Гонсалвиша, португальского живописца второй пол. 15 в. Правдивость в изображении лиц такова, что забываешь про недостатки в построении пространства и анатомии. Привожу его работы, как пример того, что такое истинный реализм.

Tags: живопись, искусство, личное, примитив, реализм, ренессанс, средневековье, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment