tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Смерть Марата-2


Жак Луи Даивд. Голова Марата. 1793

Когда-то давно я уже писал про «Смерть Марата», и хотел даже делать продолжение поста, но дело застопорилось на два года с гаком. Ну и вот, наконец дозрел до сиквела...

Разумеется, Давид не был единственным, кого смерть Марата вдохновила на создание художественного произведения. Сразу после убийства появились многочисленные лубки, изображающие, как Шарлотта Корде закалывает Друга Народа, и как разгневанная толпа застает ее на месте преступления. Этакий масс-культ тех времен.




По горячим следам создавались не только гравюры, но и живописные полотна. Вот например Жан Жак Гойер (1751-1829):


Шарлотта Корде убивает Марата, 1793.


Или Жозеф Роке (1757-1847):





Давид. Смерть Марата. 1793


Композиция картины очень близка к работе Давида, созданы они почти одновременно. Так что неизвестно, кто у кого содрал. Сравнение с полотном Роке – добротной, но довольно банальной работой позволяет оценить шедевр Давида более полно. В картине Роке много тщательно выписанных второстепенных деталей, которые уводят от сути. Давид же предельно лаконичен, он убирает все лишнее, сосредотачивая внимание зрителя на фигуре убитого революционера.



Жак Луи Давид. Эскиз к "Смерти Марата"

В нижней части картины ритм задает ряд вертикалей, но их устремление вверх ограничивается горизонталью – краем ванны. Всю верхнюю половину полотна занимает темный фон. Если бы формат картины был иной, более горизонтальный, то Марат казался бы каким-то сплющенным, сдавленным, как на картине Роке. Там много элементов, но все они кажутся случайными. А у Давида, кажется, нет ни одной бездумно проведенной линии, тут все работает на то, чтобы эмоционально воздействовать на зрителя. Во многом его «Смерть Марата» предвещает геометрическую абстракцию, причем скорее Мондриана, нежели Малевича.
Неудивительно, что вскоре после создания с работы Давида были сделаны многочисленные копии и реплики, причем некоторые по мастерству исполнения прочти не уступают оригиналу:


Смерть Марата. Приписывается Джоакино Серанджели (1768-1852)


Но как бы не были хороши эти копии, их авторам также далеко до Давида, как хорошим музыкантам-исполнителям до композитора, сочинившего гениальную мелодию.
«Смерть Марата» вызвала к жизни не только буквальные подражания. Во многих картинах, созданных после, прочитывается композиционное сходство с ней:



Жан Батист Реньо (1754-1829). Смерть Клеопатры. 1796/99

С появлением массовой культуры «Смерть Марата» стала таким же ее элементом, как и «Мона Лиза». Число картин, картинок и прочих изображений, вдохновленных ею, не поддается подсчету. Чаще всего это просто стеб и трэш, хотя порой и кое-что интересное попадается.









Продолжение следует.

См. также:

Смерть Марата-1
Tags: 18 век, 19 век, 21 век, Ж.Л. Давид, Франция, живопись, искусство, история, параллели, стили, стилизация, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments