tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Смерть Марата-3


Жан-Жак Гойер. Портрет Шарлотты Корде, 1793.

В первые годы после убийства Марата личность убитого затмила сам факт убийства. «Друг народа» обрел ореол мученика, и во многом Давид этому способствовал.
Позднее, художников занимает сам акт. Похоже, в сюжет привносится некий мелодраматический момент: молодая женщина убивает своего врага-мужчину. Пробравшись в его покои… Ничего не напоминает?


Артемизия Джентиллески. Юдифь и Олоферн.

Шарлотта Корде становится новой Юдифью, а Марат – Олоферном. Мужчина, юная женщина, ванна… Образ Шарлотты романтизируется.



Сантьяго Ребулл. Смерть Марата, 1875.


Поль Бодри. Шарлотта Корде. 1860 (или 1868)
Здесь акценты явно смещены. Главный герой – Шарлотта Корде. Тело Марата (явно без влияния Давида здесь не обошлось) на переднем плане выглядит жалко. Прирезала мужика и сама же испугалась: что дальше будет?)))
А дальше будет вот что:


Жан-Жозеф Виртс. Убийство Марата. Ок. 1880.

Здесь труп Марата воспринимается как элемент интерьера. Главные герои: убийца и толпа, порывающаяся схватить ее. Картина очень пафосная, ср. с гравюрой, созданной по горячим следам:



Постепенно реальная подоплека дела как-бы забывается, и акт убийства Марата начинает выглядеть, как месть за поруганную честь.



Э. Мунк. Смерть Марата -I.1907.



И "Смерть Марата-2". 1907

Вторая явно имеет Давида в качестве первоисточника. А первая картина, похоже, получила название по аналогии со второй. Впрочем, не исключаю "Смерть Марата-2" - более ранняя


Вот две современных картины на этот сюжет.


Иржи Сурувка (род. 1961) Смерть Марата

Здесь, как и у Мунка – опять постельная сцена в экспрессионистском духе. Мунком и вдохновлялся, надо полагать.



Денис Жуков. Смерть Марата. 1998

А тут и вовсе все разворачивается в лесу. Марат лежит в позе академического натурщика, изображающего убитого Авеля, Шарлотта Корде держит в руках пистолет. Картина слабоватая, ИМХО.

Завершу видеоряд произведением, где мелодраме места не остается.


А. Гончаров. Смерть Марата. 1927.
Здесь – явная отсылка к Давиду в плане композиционного строя картины. А руки Марата – как у одной из жен-мироносиц с иконы «Положение во гроб», или как у девочки на шаре. Хорошая картина, мне нравится…


Смерть Марата-1
Смерть Марата-2
Tags: 18 век, 19 век, 20 век, Франция, живопись, искусство, параллели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments