tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Готика. Жизнь после смерти -1. Италия, 16 век.


Всякий большой (и не только большой) стиль в изобразительном искусстве способен порождать стилизацию. То есть после того, как он выходит из употребления проходит некоторое время (обычно ~ 100 лет) и стиль возрождается. Иногда такие "возрождения" происходят с завидной регульрностью. В этом отношении несказанно повезло готике, которая вроде бы канула в небытие на пороге Нового Времени, но в течение последующих веков так часто из небытия вынималась, что, кажется, никуда и не исчезала.

В предыдущем посте помимо прочего речь шла и о проекте собора Св. Петра А. да Сангалло. Так вот, будь этот проект осуществелен в полной мере, собор стал бы первым примером псевдоготического сооружения.




/Здесь необходимо сделать пояснение. Псевдоготика, на мой взгляд, это то, что выглядит похоже на готику, но готикой не является. Готика же - это каменная (кирпичная) архитектура, неотъемлемые элементы которой -  стрельчатые арки и нервюрные своды, а также, как правило контрфорсы, и аркбутаны. То есть, если готическое убранство (всякие пинакли и пр.) навешивается, например, на здание с цилиндрическими сводами и пр. - это псевдоготика. Также псевдоготиой можно считать здания, при строительстве которых применялись материалы, которые не использовали в средние века: металлические конструкции, железобетон и т.д. /

Италия раньше, чем другие страны стала на путь Возрождения и раньше отказалась от готики. Традиционно архитектуру Кватроченто уже относят к Ренессансу, но на самом деле многие сооружения этого периода имеют готическую конструкцию (в том числе - купол Санта Мария дель Фьоре). Даже в начале 16 века строятся готические церкви. Ярким примером может быть ц. Тринита деи Монти, в Риме, начатая, как типично готическое сооружение. Правда не совсем понятно, когда ее начали строить: по одной версии в 1494-95, во времена французской интервенции, по другой - в 1502 году (википедия). После 1519 г. строительство продолжилось в ренессансном духе, тем не менее, эстерьер ее типичен для итальянских готических церквей.
 



Тринита деи Монти. Интерьер




Гране, 1808.

Но уже в начале чинквеченто антиготические тенденции набирали силу. Так автор письма папе Льву X (кто бы он ни был) не принимает стельчатые арки, говоря, что они менее устойчивы, нежели полукруглые. Он же впервые вводит термин "tedesco" применительно к архитектуре и вперве отождествляет готику с готами.
Эту тенденцию подхватывает спустя несколько десятилетий Вазари, автор пожалу наиболее яркого по своей антиготической направленности текста:
Существуют работы и другого рода, именуемые немецкими, сильно отличающиеся украшениями и соразмерностями от древних и новых. Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими, как уродливые и варварские, ибо в каждой из них отсутствует порядок, и скорее можно назвать это путаницей и беспорядком, ибо в этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы легкой она ни была. Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один на другой со столькими пирамидами, шпилями и листьями, что они не только устоять не могут, но кажется невероятным, чтобы они могли что-нибудь нести, и такой у них вид, будто они из бумаги, а не из камня или мрамора. И в работах этих устраивали они столько выступов, разрывов, консолей и завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано.

Здесь очевидно, ЧТО Вазари не приниает в готике: иррациональность, атектоничность, несоблюдение пропорций, перегруженность деталями. Сами по себе стрельчатые арки и нервюры не вызывают у него столь резкого неприятия, хотя стрельчатые арки он тоже недолюбливает. Так, некоторые сооружения, которые он относит к "манере старой, но не древней" он упоминает благодаря их грандиозности и великолепию, но отказывает им в "красивой и хорошей манере". Таковы, например, Чертоза в Павии, миланский собор, церкви Сан Пьетро и Сан Петронио в Болонье. Примечательно, что Вазари не смог нати никаких сведений о начале строительства этих соборов и мастерах, их возводивших, и датировал их условно говоря 11-13 веками, в то время, как они возводились в 14-15. То есть, готика была настолько неприемлема для первого историка искусства, что он стремился отодвинуть ее как можно дальше в прошлое.
Тем не менее, выделение "немецкой манеры" в самостоятельный стиль, и упоминание ее наряду с пятью ордерами  ("рустическим, дорическим, ионическим, коринфским, сложным") уже есть шаг вперед в области стилевой классификации. Понятно, что выделить готику (при всем ее разнообразии) в отдельную "манеру" можно лишь взглянув на нее со стороны. А если возникает понятие "готического стиля", то уместно говорить и о стилизации под готику.

Развитие искусства двух последних третей 16 века в Италии (и не только в Италии) проходит под знаменем маньереизма. Маньеризм - по сути дела не самотоятельный стиль, а диалектическое продолжение и одновременно отрицание ренессанса. Люди устали от правильности, рациональности и гармонии Высокого Возрождения и захотели чего-то "этакого". А чего - похоже они сами не совсем понимали. В архиетектуре одним из певых маньеристов был Джулио Романо, но особенно это течение развилось во второй половине чинквеченто, в работах таких архитекторов, как Федерико Цуккари, .
Вазари, например был маньеристом в живописи, но в архитектуре, на мой взгляд последовательно проводил принципы ренессанса.
Архитектура маньеризма - это в первую очередь архитектура вилл и отчасти палаццо. С обилием декора, с грубым рустом на фасадах, с витыми колоннами и гротами, сложеннымим из необтесанных камней, со вским штуками типа входов в виде маскарона. В этом маньеризм отчасти сближается с рококо, для котрого все превращалось в игру. Между этими стилями вообще много общего.



Джулио Романо.


Федерико Цуккари.

Так вот, некоторое увлечение готикой в Италии 16 века, представляется выражением маньеристских тенденций. Тот же проект Сан Пьетро Антонио да Сангaлло - своего рода  маньеристский ответ на план Браманте в духе Высокого Возрождения. Но это все-таки не чистая готика. А "чистая" связана с тем, что у итальянецев уже в то время было великолепное чувство стиля.

Ярким примером могут служить проекты достройки церкви Сан Петронио в Болонье конца 16 века, предложенные множеством архитекторов. Среди них были проекты в духе ренессанса, или нарождающегося барокко (Палладио), компромиссные между ренессансом и готикой варианты (тот же Палладио, Виньола), но были и чисто готические вещи (Террибилиа (Моранди)).
Вот типично готические проекты фасадов и перекрытий собора:

  







 
Фасады вполне в духе итальянской готики (соборы в Сиене и Орвьето), но еще "готичнее". Таков парадокс: подражание готике зачастую выглядит более "чистым" с стилистической точки зрения, чем настоящая готика. Но есть ли это подражание? Думаю, да это - неоготика. Во первых потому, что оздавали проекты архитекторы уже "познашие" ренессанс. А во вторых, потому, что вышеупомянутые зодчие сознавали, что они создают "готику", те же, кто начинал строить ту же Сан Петронио едва ли это понимали. К сожалению, большинство неоготических проектов эпохи кватроченто так и не были осуществлены.

PS. Вот пример сооружения вполне в готическм духе: фонарь церкви Санта Мария ди Лорето в Риме, созданный архитектором Джакомо делла Дука около 1590 г. А сама церковь начала строится  в 1506 (или 1507) г. по проекту Антонио да Сангалло, с которого начинался этот пост. Все, круг замкнулся. 
 



Tags: архитектура, готика, искусство, история, культура, стили, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments