tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Невыносимая легкость писания

В последнее время часто можно услышать сетования, что теперь чуть ли не каждый стал писателем, и качество литературы от этого упало ниже плинтуса. Вот, скажем, пишет одна известная блоггерша:
Невыносимая лёгкость бытия создаёт удивительно уродливые явления - количество пишущих постепенно начинает превышать...количество читающих. Стать писателем сейчас оказывается проще, чем читателем. Писать книги - это ретиво бить по клавишам, закидывая в глотку очередную фастфудину. Не писать книг - это уже труд, это - почти вызов обществу, это уже modus vivendi.
Собственно, о том, что распространение грамотности среди шир. нар. масс приведет к снижению качества художественных текстов говорили уже очень давно. Так сразу вспоминается и Ортега-и-Гассет и Олдос Хаксли, да и наш В.В. Розанов здесь отметился.
Я же, признаться, не вижу ничего плохого в том, что каждая домохозяйка, или юный (а может быть не очень юный) толкинист будет «создавать свои миры». Пусть создает – вам-то от этого ни горячо, ни холодно. Не нравится – не читайте. Пусть даже никто этих произведений читать не будет, кроме самого автора – тут уж, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Оно и не плачет – стучит себе по кнопочкам да стучит. А литература не умрет – просто выйдет на новый уровень. И старый уровень, конечно, останется, подобно тому, как никуда не делись всякие кольчатые черви с появлением позвоночных.
Вообще, ценность текста представляется напрямую связанной с материальными затратами на его производство. В допечатную и добумажную эпоху, когда процент грамотных людей был ничтожен, а процент людей пишущих был и того меньше, когда создание каждого нового экземпляра текста требовало больших материальных и временных затрат, чуть ли не всякая белиберда, выходившая из-под пера Авторов обретала сакральный статус. Если же одна белиберда противоречила другой, то последователи первой и второй предавали друг друга взаимной анафеме, и хорошо, если не уничтожали физически.
Потом появилось книгопечатание, спустя еще весьма значительное время – пресса. Число грамотных значительно выросло, число пишущих – тоже. Соответственно, выросло и число мнений, и теперь уже каждого «несогласного» было сложно предать анафеме. Собственно, художественная литература – именно порождение печатной эпохи, к произведениям допечатного периода она относится примерно так же, как станковая картина к иконе. Писать стали многие, а вот издаваться могли далеко не все. Для того, чтобы донести свои мысли и свои творения до широкого круга читателей нужно было либо самому обладать кое-какими средствами, либо заинтересовать кого-то, у кого эти средства, или возможности имелись. Кстати, порождением того же периода является и литературный язык со всеми его стилями – нельзя было писать тем же языком. Который ты употребляешь в быту.
Грамотность стала всеобщим достоянием только к концу печатного периода, да и то только в развитых странах.
А в неразвитых дела обстоят примерно вот так, как пишет Толкователь:


И опять вернусь к Розанову, которого я назвал бы «протоблоггером». Человек, замечу, был не самый бедный, мог позволить себе печатать всякие свои «Опавшие листья». И как многие нынешние его собратья, ругал то, за счет чего мог самовыражаться – книгопечатание и «проклятого Гуттенберга» в частности. Ну да, книга конечно должна стоить дорого, дабы быть недоступной черни, но, все же, где бы был Василий Васильевич без «проклятого Гуттенберга».
А сейчас да, писать стало почти так же просто, как говорить. Более того, ответственность за написанное мала ныне как никогда. Пословица «что написано пером – не вырубишь топором» перестала быть действительной – править свои уже опубликованные тексты ныне ничего не стоит. Естественно, если они не заинтересовали кого-то до того, как были исправлены, и не были скопированы. Да и литературный язык уходи в прошлое постепенно, точнее образуется великое множество новых вариантов языка (их даже нельзя назвать ни арго н диалектами)…
В общем, пусть говорят. Жалко, что ли…

В тему:
Про тексты

Про фазовые барьеры и смерть государства
Tags: 20 век, 21 век, Новое Время, искусство, исторические мифы, история, литература, средневековье, техника, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments