tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Уильям Хогарт - первый представитель имп-арта.


У. Хогарт. Сатира на неправильную перспективу. 1753.


Эта гравюра Хогарта наверное первый пример имп-арта в истории человечества. Конечно, изображение невозможных фигур и протсранственных парадоксов встречается в живописи с древнейших времен,
по крайней мере с Древнего Египта, но невозможно с уверенностью сказать, что эти "ошибки" допускались сознательно. Скорее всего, они и являются ошибками.

Хогарт же делает все искажения вполне осознано. На рисунке можно насчитать не менее двадцати различных несуразностей, среди них есть такие, которые можно отнести к разряду "невозможных" пространственных построений. Перечислю основные:
1. Человек, чтоящий на вершине дальнего холма прикуривает от свечи, которую держит женщина (?) в окне дома на переднем плане.
2. Висящий вблизи вымпел частично заходит за кроны деревьев на дальнем плане.
3. Крона дерева, стоящего на ближнем берегу заходит за крышу церкви, стоящей на дальнем берегу реки.
4. Кронштейн, на котором висит вымпел, крепится к стенам двух разных домов.
5. Охотник в лодке стреляет в лебедя, который от него закрыт мостом.
6. Внутренние поверхности арок моста должны быть расположены справа, а не слева.
7. Рыбак на переднем плане не может удить рыбу из такого положения, леска его удочки не может пересекать удочку рыбака, сидящего вдали.
Может, есть и еще кое-какие мелочи.
При этом, Хогарт (по крайней мере в области теории) оставался сыном века Просвещения: рационалистом, и, в области искусства, последовательным прспективистом. Данная работа - не есть
сюрреалистическое произведение, а карикатура на картины неумех-художников, допускающих грубые ошибки в перспективе. Надпись под ней гласит: "Кто бы ни делал рисунок без знания перспективы, тот отвечает за него". Но в то же время, век Просвещения - век рококо, с его пристрастием к игре. Как своеобразную забаву можно рассматривать и эту гравру. Уильям Хогарт опередил время по крайней мере на полтора, а скорее даже на два столетия. Возможно, эта работа и оказала какое-то влияние на карикатуры, и другие "несерьезные" рисунки 18-19 веков, но я не могу вспомнить ни одного примера этого влияния.
Тем не менее, "невозможные фигуры" довольно часто встречаются в искусстве. Не избежал их и такой виртуоз пространственных построений, как Пиранези. Вот пример его гравюры из серии "Темницы",
содержащей такую "невозможность":
http://im-possible.info/russian/art/classic/piranesi.html

Конечно, нельзя исключать, что это своеобразнаюя шутка гения, загадка, которую он загадывает зрителям. Но стоит ли искать умысел, там где дело объяснимо "глупостью"? Ведь Пиранези выполнял столько сложнейших построений без единой ошибки, почему он не мог сплоховать однажды?

А непосредственным преемником Хогарта впору провозглашать даже не Дали и Магритта, а Эшера.


Tags: зрительное восприятие, имп-арт, искусство, история, перспектива, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments