tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О репродукциях

Из письма В.В. Верещагина В.Д. Поленову:

О живописи не могу судить, так как картину не видел, - чуется, что есть солнце, не подставное, рыжее, отсебятинное, а настоящее, впрочем, не знаю! Вот Вам честное и откровенное изложение, хотя и отрывочное моего впечатления от фотографии, виноват, не от фотографии, а от Вашего же, кажется, рисунка, сделанного двумя красками.



Верещагин судит о картине «Христос и грешница» по рисунку, сделанному Поленовым со своей картины для воспроизведения. Все это напоминает бородатый анекдот про старого еврея и «Битлз»: «А мне мой Яша напел!» Вообще-то ситуация странная с точки зрения дня сегодняшнего. Два крупнейших русских художника своего времени, к тому же люди не бедные находят вполне естественным судить о картине по рисунку с нее, пусть авторскому.

Что уж говорить о простых обывателях, которые могли познавать шедевры мировой живописи в основном по о-очень несовершенным репродукциям, по большей части, черно белым. Такая неотъемлемая характеристика живописного произведения, как колористический строй вообще оставалась за бортом. Поэтому и приходилось сосредотачиваться в основном на рисунке и композиции, а сюжет поневоле занимал главенствующее положение.
Хорошо было тем, для кого шедевры мирового искусства находились в «шаговой доступности», или кто мог позволить себе тур по европам, чтобы посетить крупнейшие галереи, но как мало людей могли себе это позволить!
Да и воспроизвести в черно-белом виде можно было далеко не всякую картину. Точнее можно-то всякую, но вот что останется в таком случае от Тернера, или хотя бы от Гварди? Поэтому художественный вкус большинства населения формировался в основном на картинах, в основе которых – четкий рисунок и более-менее ясный сюжет.
Цитата, которую я привел, взята из книги 1950 г. издания. Там помещены черно-белые небольшие репродукции картин В.Д. Поленова. Спрашиваю себя: можно было бы полюбить художника, видя только такие репродукции? Перова – пожалуй, можно было бы, Репина – туда-сюда еще, а вот потенциал Поленова такие воспроизведения раскрывают от силы процентов на пять.
Да что там 1950-й год, или совсем уж дремучий 1892-й (которым датировано письмо Верещагина)! Еще лет 20 назад я черпал познания о мировом искусстве по большей части из старых репродукций, помещенных в журнале «Огонек» (ну и «Работница» также, и некоторые другие, а еще календари, например). А ведь на таких (и гораздо худших) картинках формировали свой художественный вкус поколения людей. Помню, один пожилой художник предпочитал «огоньковые» репродукции современным, потому что они «мягкие».
И насколько все упростилось сейчас. Был бы комп, да выход в Сеть, и пожалуйста: к твоим услугам десятки тысяч репродукций самых разных картин. Да, качество многих из них оставляет желать лучшего, но хотя бы есть выбор. К тому же, многие картины теперь можно рассмотреть во всех подробностях, вплоть до мельчайших мазков и фактуры холста.
Было бы только желание…
Tags: 19 век, 20 век, 21 век, Передвижники, живопись, зрительное восприятие, искусство, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments