tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про коммерчески успешное кино в СССР

В Толкователе хорошая статья про советский кинематограф:

изначально почти вся культура в СССР была построена на том, что искусство должно приносить деньги. И российская культура, как правопреемница советской, с гордостью продолжает работать по той же схеме.

Собственно, так и есть, наверное. Вообще, я склоняюсь к точке зрения, разделяемой многими как левыми, так и правыми, что строй в СССР можно охарактеризовать как «госкапитализм». А при любой форме капитализма прибыль стоит на первом месте.
Я не считаю, что искусство обязано приносить деньги, но и в том, что оно является коммерчески успешным, ничего плохого не вижу. Более того, коммерческий успех может рассматриваться, до известной степени, как критерий качества. Еслии говорить о более близкой мне (нежели кино) живописи, то многие крупнейшие художники прошлого «хорошо продавались». Более того, возможно, они теперь и считаются великими именно потому, что некогда «хорошо продавались»
Впрочем, есть существенное отличие между живописью прошлых веков и кинематографом. Последний – искусство априори массовое, т.е. за него платит не один заказчик, а великое множество послетителей кинотеатров.
Толкователь приводит топ-10 самых успешных зарубежных фильмов в советском кинопрокате:

1. «Есения» / Yesenia (Мексика, 1971, в СССР – 1975, реж. Альфредо Б. Кревенна) 91,4 млн. зрителей на серию при тираже 1988 копий.

2 «Великолепная семёрка» / The Magnificent Seven (США, 1960, в СССР – 1967, реж. Джон Стёрджес) 67 млн. зрителей на серию.

3. «Бродяга» / Авара (Индия, 1950, в СССР – 1954, реж. Радж Капур) 63,7 млн. зрителей на серию.

4. «Золото Маккенны» / Mackenna’s Gold (США, 1969, в СССР – 1974, реж. Джек Ли Томпсон) 63 млн. на серию при тираже 1248 копий.

5. «Спартак» / Spartacus (США, 1960, в СССР – 1967, реж. Стенли Кубрик) 1-я серия – 63 млн., 2-я серия – 59 млн., тираж – 844 копии.

6. «Бобби» / Bobby (Индия, 1973, в СССР – 1975, реж. Радж Капур) 62,6 млн. на серию при тираже 1552 копии.

7. «Белое платье» / Аль реда аль абиад (Египет, 1973, в СССР – 1976, реж. Хасан Рамзи) 61 млн. зрителей при тираже 1299 копий.

8. «Танцор диско» / Disco Dancer (Индия, 1983, в СССР – 1984, реж. Баббар Субхаш) 60,9 млн. на серию при тираже 1103 копии.

9. «Мститель» / «Непоседа» / Баруд (Индия, 1976, в СССР – 1978, реж. Прамод Чакраворти) 60 млн. на серию при тираже 1000 копий.

10. «Четыре мушкетёра» / Les quatre Charlot mousquetaires (Франция, 1974, в СССР – 1978, реж. Андре Юнебель) 56,6 млн. зрителей на серию при тираже 1079 копий.

Более половины списка – мелодрамы производст
ва развивающихся стран, остальные – боевики из стран развитых. Так что выходит массовый зритель в СССР находился где-то посередине между Индией (женская половина) и США (мужчины юного возраста, надо полагать). (Для меня странно, что в списке нет «Фантомаса», например).
Что касается современного российского кинематографа, то мне кажется, что господдержка – верно средство угробить его окончательно. Наши «блокбастеры» и так – УГ, которое несмотря на широкую рекламу раз за разом проваливается в прокате.
Tags: cоветское, искусство, кино, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments