tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Сумбурные мысли по поводу иконографии и не только

Сегодня прослушивал юрайахиповскую «Lady in black» в Ютубе, так вот там, среди похожих видео – финальный отрывок из «Последнего искушения Христа». И вспомнилось мне, как лет 13 назад читал какую-то православную брошюрку, автор которой выискивал сатанизм в творчестве различных рокеров, преимущественно западных, но и наших тоже. Там точно обвинялись в сатанизме «Иглз», а вот насчет «Юрайи» не помню.


Ханс Хольбейн Младший.

И подумалось: насколько же все-таки сильно христианство впиталось в западную культуру! Даже будучи вполне секуляризованной она не может никуда деться от христианских мотивов.
Принято считать, что западноевропейское искусство начиная с эпохи Ренессанса утрачивало свой религиозных характер, но я бы не стал утверждать, что искусство эпохи барокко менее религиозно, нежели, скажем, искусство эпохи Палеологов. Во всяком случае, церковные иерархи-современники Рубенса и Гвидо Рени не стремились украшать храмы копиями византийских икон, мягко говоря. Да и еще лет двести ренессансная и постренессансная живопись не казалась более секулярной, нежели средневековая.


Н.Н. Ге
Думается, окончательный перелом произошел веке в девятнадцатом, когда даже верующие люди стали видеть в Христе в первую очередь человека, а не Бога. В русском искусстве 19 в. образ Иисуса эволюционирует по двум линиям: от Крамского и раннего Поленова к позднему Поленову и от раннего Ге – к позднему. В первом случае эволюцию можно обозначить как реалистическо–историческую, во втором - как экспрессионистическую. Действительно, поздний Ге очень близко подходит к экспрессионизму, вообще же, на мой взгляд, он один из самых выдающихся русских художников своего времени, и один из самых недооцененных. Страдающий Христос на его поздних картинах выглядит столь жалким и мизерабельным, что они вызвали неприятие не только у цензоров, но и художников, близких Николаю Николаевичу, тот же Поленов считал поздние его работы очень слабыми. Разумеется, традиция изображения страдающего Христа существовала всегда, можно вспомнить и Грюневальда и Хольбейна Младшего (и дикинсоновский «Мan of sorrows» сразу всплывает – начало поста обязывает, хотя песня и не о том, в общем-то), но все же Ге – прямая дорога в двадцатый век к булгаковскому Иешуа Га-Ноцри, а затем уже к Борхесу и Скорсезе. А что делать – низвели Христа до простого человека, остаётся возвеличивать Иуду.


Н.Н. Ге
P.S. Предупреждение. Все вышеизложенное – культурологические мысли абсолютно нерелигиозного человека.
Tags: 16 век, 19 век, 20 век, живопись, искусство, личное, музыка, настроение, передвижники, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments