tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Про Гойю, Мане и не только

Порой мне кажется, что всю западную культуру последних лет 170-и можно рассматривать как постромантизм. Ибо довольно сложно привести пример явления, корни которого не просматривались бы в романтической эпохе…


Вот две очень известных и очень похожих по композиции картины.


Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в Мадриде



То, что Мане вдохновлялся полотном Гойи – общеизвестно. Но насколько это все-таки разные произведения.
У Гойи – страсть, драматизм. Горящий на темном фоне силуэт героя с распростертыми руками, его товарищи – мученики, и солдаты – бездушные машины.
И у Мане – солнышко светит, детки сидят на заборе, белолицый император в сомбреро словно стоит и недоумевает по поводу происходящего. Да и солдаты – не автоматы для убийства, а вполне живые люди, такое ощущение, что покурить вышли.
Наверное, я плохо знаю историю Максимилиана. Возможно, при ближайшем рассмотрении окажется, что он – мудрый и волевой монарх, говорят же подобное про Николая II. Но вообще, вся эта история впечатляет своей поразительной нелепостью. Начать хотя бы с абсурдного словосочетания « Император Мексики».
В первоначальном замысле Мане было больше трагизма. Считается, что он переодел мексиканских солдат в форму французских егерей, дабы упрекнуть власти своей страны в случившемся. Но может быть, мексиканская одежда была слишком экзотичной, недостаточно «повседневной»?

Tags: 19 век, Испания, Франция, диалог культур, живопись, искусство, история, параллели, романтизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments