tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Виды Костромы первой половины 19 века

О численности населения Костромы см.: http://tito0107.livejournal.com/16628.html







После расцвета, который город пережил в первой половине-середине 17 столетия, наступил застой, продолжавшийся два века. Численность населения Костромы в этот период колебалась в пределах 10-15 тысяч. Так, в 1825 году в городе проживало 16 тыс. человек, а в 1850 - только 11 тыс. Потом отменили крепостное право и начался бурный промышщленный рост, сопровождавшийся урбанистическими процессами, но до середины 19 века Россия была страной с традиционным типом хозяйства.



Видов Костромы из дофотографической эпохи до нас дошло мало. Самыми ранними изображениями (более-меннее точными, а не совсем уж фантастическими) наверное можно считать иллюстрации из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова", созданной в 1670-х гг., но о них речь - потом. Виды Костромы, созданные в 18 веке я вообще не могу вспомнить. (М.б. кто-нибудь подскажет?). А вот от первой половины 19 столетия кое-что сохранилось.







1. Вид Костромы из-за Волги (с Городища), начало 19 века.



      


Эта панорама охватывает Кострому от Ипатьевского монастыря до соборного ансамбля на территории бывшего кремля. Рядом с последним видны остатки крепостного вала (сохранился до наших дней). На изображении можно увидеть множество церквей, значительная часть которых была разрушена в советское время. Но в целом город не выглядит благоустроеным, большинство домов деревянные. По поводу датировки. В подписи сказано, что это гравюра 18 века. Но, судя по костюмам, это начало 19 века, стиль ампир. Я бы датировал 1815-1825 годами.









2. Вид Костромы с Волги, от Татарской слободы. Гравюра по рисунку П.П. Свиньина, 1820-30 гг.



Вид снят с точки, находящейся примерно в районе современного железнодорожного моста, почти с уровня воды. Видна нижняя часть волжской набережной вплоть до соборного ансамбля. Перспектива сильно искажена, в частности здания, стоящие на соборной горе значительно увеличены. Поэтому идентификация отдельных сооружений затруднена. Для сравнения привожу фотографию начала 20 века, сделанную почти с той же точки (но с воды).













3. Вид Костромы от Татарской слободы. Рисунок и картина Н.Г. Чернецова, 1940-гг.

Точка съемки этой панорамы находится примерно в 1 километре от точки, с которой сделан рисунок Свиньина. Видна все та же соборная гора, ул. Нижняя Дебря (кстати, довольно оживленная), а также церкви Вознесения (с колокольней) и Воскресения на Дебре. Перспектива довольно сильно искажена и здесь, и все в том же направлении - собор и колокольня по прежнему очень сильно увеличены. Кстати, рисунок более точен, нежели гравюра.



В заключение привожу карту, на которой я отметил угол съемки всех панорам.

№1 - черный цвет.

№2 - синий цвет

№3 - красный цвет













 




Tags: Кострома, архитектура, зрительное восприятие, искусство, история, культура, перспектива
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments