tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Виолле-ле-Дюк и "азиятство" московитов

Вчера перечитывал книгу Виолле-ле-Дюка о русском искусстве: Виолле-ле-Дюк, Е. Русское искусство. Его источники, его составляющие элементы, его высшее развитие, его будущность/ Пер. с фр. Н.Султанова, М., издание Художественно-промышленного музеума, 1879 г.
Это в тему фантастических представлений о русском и не только русском искусстве, бытовавших в 19-м веке.
Виолле-ле-Дюк видит в русском искусстве по большей части азиатское, в первую очередь персидское и индийской влияние. Причем видит его почти везде, где только можно. Например, в зубцах на стенах Московского Кремля – самого европейского сооружения в допетровской Руси, ИМХО.
Причем, характерную черту русской архитектуры, и искусства вообще он видит в орнаментальности и тяге к украшениям:

Москвитяне, как и все Азияты любили пышность, роскошныя одежды и великолепную сбрую…

Там, там где не хватает фактов Виолле-ле-Дюк дает волю фантазии. Вот он приводит «обращик боярских жилищ (16 в.), составленный из мотивов, набранных отвсюду»:


И это – один из самых значительных исследователей своего времени! Этакая развесистая клюква «фолк-хистори».


Или, вот наличник 17 в., уже якобы подлинный, а не фантазия автора – свидетельство связи русской и индийской архитектуры. Где же это в Москве были такие наличники?
От прошлого Виолле-ле-Дюк переходит к будущему (совершенно пропуская настоящее), и предлагает проекты зданий в «русской системе постройки». Например, такой:




Интересно, где в России применялась такая система?
В отличие от многих своих современников-теоретиков архитектуры (например, Рескина) Виолле-ле-Дюк видел большое будущее за металлическими конструкциями:

Русская архитектура лучше, чем всякая другая должна воспользоваться теми способами постройки, которые предоставляют металлы, потому, что она чаще всего следует тем же приемам, как и персидская архитектура и употребляет те же материалы…

В качестве иллюстрации приводится вот такой проект:


Разумеется, сейчас фантазии Виолле-ле-Дюка выглядят почти комично, но не надо забывать, что мы-то знаем, по какому пути пошло развитие архитектуры. Попробуйте-ка предсказать, как будут выглядеть здания через 30-70-150 лет! То же касается и его представлений о русской архитектуре. Русское искусство даже 150 лет назад для европейца – «терра инкогнита», а сознание человеческое очень не любит белых пятен и застраивает их территорию сооружениями в духе «боярских палат», «обращик» которых приеден здесь на первом рисунке.
Думаю, тема Виолле-ле-Дюка и его представлений о влиянии азиатской архитектуры на русскую будет продолжена.


В тему:
Церковь Вознесения и западная архитектура

Да? Скифы мы?!

Еще раз про ц. Вознесения
Tags: 19 век, Виолле-ле-Дюк, Россия, Франция, архитектура, деревянное зодчество, диалог культур, древнерусская архитектура, искусство, исторические мифы, история, параллели, стили, стилизация, фальшивки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments