tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "малых голландцев", передвижников, соцреалистов и мещанство, как сословие

В продолжение поста про голландcкий быт.
Наверное, мещанам (буржуа, бюргерам) нравится реализм в искусстве. Возможно, не только реализм, но он – в первую очередь. Надо, чтобы в искусстве было все как в жизни, тогда оно понятно и ценно.


Питер де Хох

В стране, где зародился мещанский образ жизни в современном понимании, зародился и живописный реализм. Конечно, под реализмом в живописи можно понимать что угодно, но скажи большинству (пост)советских людей: «реалистическая живопись», что встанет у них перед глазами? Думаю, процентов у 90 – картины передвижников и их подражателей-продолжателей. А передвижники очень похожи на голландцев.
Почему мещане любят реализм, разбирать не стану. Может, как-нибудь в другой раз. Но они его любят, это факт. Не будь спроса на картины малых голландцев, не было бы и самих малых голландцев. А спрос создавали зажиточные горожане.
Мещанский образ жизни стал популярен. Даже русский царь косил под голландского мещанина. Но все же, в 18-м столетии полного торжества мещанства не случилось – аристократия была слишком сильна. Тем не менее, в искусстве стран, где подняло голову третье сословие (точнее, его верхний слой), реализм играл значительную роль (Шарден, Грёз, Хогарт).


Габриэль Мэтсю


Павел Андреевич Федотов


К середине следующего столетия реализм «голландского типа» докатился и до наиболее отсталых уголков Европы. В творчестве Федотова видели подражание голландцам. И действительно, очень много общего: гладкая фактура, тщательно выписанные детали, малый формат картин, повествовательность, нравоучительный характер…. Все устанешь перечислять.
У Федотова было много последователей, имена их слишком известны, чтобы лишний раз их перечислять.
Причем, реализм «голландского типа» господствует не только в бытовом жанре, но и в пейзаже, допустим.


Якоб Исаакс ван Рёйсдал


Иван Иванович Шишкин

Но все же, в 19-м веке русское общество в целом не дозрело до того, чтобы понимать передвижников. Дозрело лет через 80-100. ИМХО, советское время, это эпоха тотального обмещанивания русских и не только. Советские люди, едва получив скромненькую квартирку сразу обставляли ее по образу и подобию бюргерских домов трехсотлетней давности, возможно, сами об этом не догадываясь. Кровати, шкафы, ковры… И – репродукции картин передвижников на стенах в позолоченных рамах. И живописцы выполняли социальный заказ. По сути дела, соцреализм второй половины 1930-х-начала 1960-х гг. стилистически очень близок к передвижничеству. А через него – к голландцам. Последних в СССР вообще любили. Особенно в указанный период и позднее.


Ян Стен



Федор Павлович Решетников

А в 1960-х в живописи возобладали «формалистические тенденции». Но это уже другая история…
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, cоветское, Нидерланды, Россия, живопись, искусство, общество, обычаи, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments