tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Если бы античности не существовало...

Античность - «Deus ex machina» историков.
Перечитывал вчера «Происхождение итальянского Возрождения» В.Н. Лазарева. Там он в одной из глав рассуждает о происхождении интерьера в живописи треченто и связывает его с римской школой в живописи Проторенессанса, крупнейшим представителем которой был Пьетро Каваллини.

Лазарев ищет истоки его творчества в византийской и западноевропейской (романской и готической) живописи, а когда не находи их там, то заявляя, что Каваллини научился изображать интерьер, подражая позднеантичным фрескам и мозаикам. В пользу этого, вроде бы свидетельствует тот факт, что художник работал в римских базиликах Св. Петра и Св. Павла (Сан Пауло фуори ля мура). Только вот незадача: базилика Св. Петра была разрушена для строительства ныне существующего собора, а базилика Св. Павла выгорела во время пожара в 19 веке, так что ни там, ни там древняя живопись (и мозаика) почти не сохранилась. Сравнивать работы Каваллини не с чем.
Еще один аргумент В.Н. Лазарева – зарисовка 1634 г. с погибшей фрески Каваллини в базилике Сан Пауло, относящейся к 1282-87 гг.:




Якобы, интерьер, в котором изображены Иосиф и жена Потифара, очень похож на те, что изображали в античности.
Но тут есть два момента:
1. Не ясно, насколько точно рисунок передает оригинал.
2. Нет уверенности, что это именно работа Каваллини.


Во всяком случае, интерьер, изображенный здесь, мало похож на то, что мы видим на достоверных (?) работах художника и других мастеров его школы.


Пьетро Каваллини. Рождество Богоматери. Мозаика ц. Санта Мария ин Трастевере, 1291



Якопо Торрити (?). Пир в Кане. Фреска верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи.
Пространственные построения на этих мозаиках и фресках примитивнее, нежели на рисунке 1634 г., и явно связь между этими работами если и есть, то весьма отдаленная.
Вообще, ссылки на о, что какой-то ученый, или художник сделал свое открытие, ознакомившись с трудами античных авторов, напоминают аргументы в пользу внеземного происхождения жизни, или человека. Ибо, если мы признаем таковое, придется объяснять, откуда жизнь (человек) взялись на других планетах.
И, переиначивая Вольтера, если бы античности не существовало, то ее следовало бы выдумать.
Tags: Италия, Рим, античность, диалог культур, живопись, искусство, параллели, перспектива, проторенессанс, ренессанс, средневековье, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments