tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "Я", "Мы" и "объективное пространство"

Решил вот взяться за академика Раушенбаха, а то давно хочу написать про его построения, да все никак руки не доходили. А тут прочитал книгу Д. Михалевского «Неизвестная античность. Великий миф о великой трагедии», где дается ссылка на Раушенбаха и решил написать это пост.
Как-нибудь напишу про мое отношение к трудам Бориса Викторовича подробно, а здесь разберу один тезис.
Изложить его можно таким образом:
Современный человек осознает свое «Я», поэтому современное искусство (т.е., начиная с эпохи Возрождения) передает видимый образ предмета. Древний человек отождествлял себя с коллективом, поэтому древнее искусство, в частности древнеегипетское, передавало не зрительный образ, а истинную форму предмета и пространства.
Тезис нелеп. «В огороде бузина, а в Киеве – дядька». Даже если верны посылки о том, что древние люди отождествляли себя с коллективом и что древнее искусство передает «объективное пространство», совершенно не ясно, есть ли между этими явлениями какая-то связь. Раушенбах просто говорит: «Да, есть», и не утруждает себя доказательствами ее наличия.
Между тем и обе упомянутые посылки кажутся сомнительными. Первую я разбирать не буду, на второй остановлюсь подробнее.
Что вообще значит: «передавать объективное пространство», если речь идет о двухмерном изображении (картине, рисунке, барельефе)? В частности о, что такое изображение будет обратимым, т. е. зная законы его построения, можно воссоздать реальные параметры пространства, отображенного в нем. Ортогональные проекции в современном черчении обратимы, аксонометрия – тоже. Обратима и перспектива, воссоздать параметры реального пространства по фотографии не представляет труда. А вот обратима ли древнеегипетская живопись?
Вот вам картинка:



Иллюстрация из "Книги мертвых" Нахта. Новое царство

Попробуйте сказать: каково расстояние от трона Осириса до левого нижнего угла бассейна?
Каковы реальные размеры и пропорции дома слева? Действительно ли соотношение сторон бассейна таково, каково оно на рисунке? Ну и так далее… Кстати, почему это художник дает только фронтальные проекции человеческих фигур и деревьев? Где вид сверху? Необъективно как-то.
Ответ напрашивается сам собой. Египетский художник передает не объективное пространство, а зрительный образ отдельных предметов и их частей. То, что египетское искусство использует отдельные приемы современного черчения (ортогональное проецирование, изредка – совмещение двух ортогональных проекций одного предмета, разрезы, развертки) не означает, что древним египтянам были известны чертежные методы, и что они применялись системно.

изобразительное искусство античности не "лучше", чем в Древнем Египте, а "другое". И тут и там художники достигли максимума возможного; как изобразительное искусство Древнего Египта, так и искусство античности являются пределом совершенства при решении задач, которые возникали на соответствующих этапах перед человечеством в процессе его психолого-исторического развития. Лучше, чем передавали в Древнем Египте объективное пространство, сделать невозможно, это подтверждает современная инженерная практика. Передать близкое видимое пространство лучше, чем в античности, невозможно: аксонометрия стоит здесь на голову выше ренессансной системы перспективы. Передать аксонометрически бесконечно протяженное ренессансное пространство немыслимо, здесь безусловно нужно учение о перспективе.

Раушенбах опять ставит телегу впереди лошади. Выходит, если бы перед египтянами встала задача передачи «бесконечно протяжённого пространства» в соответствии со зрительным восприятием, они бы открыли перспективу? Истина в том, что ортогональное проецирование проще, чем построение аксонометрии, а аксонометрия проще, чем перспектива. Появление одного немыслимо без появления другого. А задачи, которые стояли перед любым изображением, по сути дела, на протяжении веков оставались одними и теми же: это объективность (передача пространственных параметров в частности) и наглядность (соответствие зрительному образу). Нельзя сказать, что для египетского художника наглядность была менее важна, нежели для живописца эпохи Ренессанса. Просто технические средства, которыми располагала его эпоха, были менее совершенны.
Вообще мысль о том, что особенности пространственных построений в живописи тесно связаны с «мироощущением эпохи», «ментальностью», и прочей, прошу прощения, дребеденью, кажется мне весьма спорной, несмотря на то, что ее поддерживали многие чтимые мною авторы, в частности, Э. Панофский. Но об этом надеюсь написать в ближайшие дни. Ну и с академиком Раушенбахом не прощаюсь.

Раушенбах, Б.В. Как мы видим сегодня

Tags: 20 век, Египет, Новое Время, Раушенбах, живопись, зрительное восприятие, искусство, искусствометрия, исторические мифы, история, перспектива, пространственные построения, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments