tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Банально о пространственных построениях в искусстве

Одной из тем, о которых я хотел писать в этом ЖЖ, когда заводил его была тема пространственных построений в искусстве. Не то, чтобы я совсем на эту тему ничего не пишу, но, тем не менее, хотелось бы писать больше.
Я задумал цикл постов на тему пространственных построений. Заодно изложу и концепцию, довольно банальную впрочем.
Развитие живописного пространства и в онто- и в филогенезе идет от простого к сложному. Можно выделить три основных способа изображения предметов и пространства на двухмерной поверхности. Это ортогональные проекции, аксонометрия* и перспектива (центральные проекции).
1. Ортогональные проекции – детский рисунок (до 7-8 лет**), первобытное искусство, искусство древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, греческая архаика и ранняя классика, Майя, Ацтеки и т.д.)
2. Аксонометрия - детский рисунок (с 7-8 до 11-13 лет), древнеримская живопись (Помпеи), Проторенессанс и Треченто, отчасти иранская и индийская миниатюра 16-17 вв., отчасти Византия. Наиболее ярко этот способ отображения пространства представлен в живописи Китая и Японии.
3. Перспектива – рисунок подростков с 11-13 лет, европейская живопись, начиная с эпохи Ренессанса, фотография, кино.
Это идеальная схема, но в реальности все обстоит гораздо сложнее. Между этими тремя способами множество переходных форм, искусство многих эпох и народов находится как раз на стыке разных систем.
Скажем, на стыке первой и второй – греческая живопись эпохи поздней классики, средневековое искусство (христианское и мусульманское).
На стыке второй и третьей (аксонометрия и перспектива) – Треченто, искусство заальпийских стран 15 в., во многом искусство Японии и Китая 18-19 вв.
И не редкость, когда в одной картине соединяются все три системы – например, в работах современных непрофессиональных художников.
Ну и кортинко для привлечения внимания и пояснение к ней. Зачастую в картинах, созданных на стыке двух или трех систем встречаются фантастические пространственные построения, подобные которым можно увидеть в современном имп-арте.


Демон, беседующий с шахом. Индийская миниатюра 1602 г. Обратите внимание на боковую стену у которой сидит демон. Низ здания показан как бы в виде снаружи, а верх – изнутри. Подобное можно увидеть у Эшера, и не только у него:


Сандро дель Пре.
Вот еще пример "имп-арта" в работе Дуччо:


Обратите внимание на женщину, беседующую с Петром и мужчин, подталкивающих Христа.

*Термин неудачный, так как помимо параллельной аксонометрии существует еще и центральная. Но устоявшийся. Поэтому буду его использовать.
**Имеются в виду современные дети из цивилизованных стран. Естественно, иногда под влиянием взрослых или просто при срисовывании картинок в детский рисунок попадают и более сложные приемы построения пространства. Но чаще ситуация обратная – многие взрослые современные люди так и застревают между первой и второй стадиями.


Tags: Индия, анонс, живопись, зрительное восприятие, имп-арт, искусство, искусствометрия, личное, перспектива, пространственные построения, проторенессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment