tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О "русском в русской архитектуре". Немного

В интернетах идет дискуссия о русской архитектуре, начавшаяся, кажется, с подачи Галковского. Выскажусь и я на эту тему, хотя говорил уже неоднократно.
Разумеется, русская архитектура, как и русское изобразительное искусство в целом вплоть до начала 20 века носит вторичный и догоняющий характер, по отношению к архитектуре европейской. Более того, почти все «брендовые» памятники русской архитектуры, построены европейскими архитекторами, или под очень сильным влиянием сооружений, европейцами возведенных. Взять даже такое явление, как узорочье семнадцатого века, которое в веке девятнадцатом легло в основу «русского стиля» (знаю, что кавычки не нужны, но не могу удержаться). Ведь, по сути, это - сочетание переработанных почти до неузнаваемости ренессансных элементов с византийской планировкой и конструкцией (тоже порой измененной почти до неузнаваемости).


"Чисто русские наличники". Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре в Костроме, 1650

Собственно, нет ничего плохого ни в подражании, ни в том, что приглашали иностранных архитекторов. Наоборот, это хорошо. Уж если сам чего-то не умеешь делать, как следует, то нет ничего постыдного в том, чтобы поручить дело тому, кто умеет, или самому поучиться.
Что касается того, что Казанский собор не является подражанием Сан-Пьетро… Может и так, но тогда и собор Св. Павла не является. И тем более не являются собор Дома Инвалидов и Пантеон (который в Париже, конечно). А что – вполне самостоятельные произведения, как в плане конструкции, так и чисто внешне. А Казанский и Исаакиевский соборы, они к творению Суффло куда ближе, нежели к ватиканской громадине. Также нелепо выглядят рассуждения о том, что вот французские соборы, дескать, чисто французские, а английский – чисто английский. Да нет, все они – плоды общеевропейской культурной традиции.
А вообще, мне порой кажется, что Европа заканчивается где-то в предгорьях Альп, а все, что по эту сторону – этакая «Квазиевропа». (О Византии речь не идет, но в Италии очень много византийского, и неизвестно, что первично – Константинополь, Рим, или Равенна). И даже у венецианцев есть какая-то «не европейская» страсть ко всякой мелочевке в архитектуре (о чем я тоже говорил).


Он же с большего расстояния

Tags: 17 век, 18 век, 19 век, Европа, Кострома, архитектура, диалог культур, древнерусская архитектура, искусство, исторические мифы, история, параллели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments