tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Еще о датировке икон

Перечитывал сегодня В.Н. Лазарева, сборник статей по византийской иконописи. Там, в статье « “Маньера грека” и проблема критской школы» Виктор Никитич, помимо прочего затрагивает вопрос о датировке итало-греческих икон. Так вот, датировка весьма проблематичная. В качестве примера он приводит творчество Андреаса Ридзоса (Андреа Риццо):

А. де Монтор и Ламброс полагали, что Ридзос работал в XI веке и умер в 1105 г., Даль датировал его деятельность концом XIII – началом XIV века, Вульф и Миркович – началом XVвека, Швейфурт – XIV-XV веками, Беттини – концом XV века, Джурич - концом XV –ранним XVI веками, Ксингопулос –концом XVI века, Хатзидакис – серединою XVI века…

Здорово! Разброс датировок, ни много в пять веков! Не остается иного выхода, кроме как пустить в ход свое мощное искусствоведческое чутье:

Достаточно бросить самый поверхностный взгляд на подписные работы Ридзоса, чтобы сразу же сделалась очевидной их принадлежность к зрелому XVI веку. На эту эпоху указывает сухая, вылощенная манера письма, основанная на широком использовании плави, типы лиц, характер надписей (латинских и греческих).
Вот икона, которую Лазарев приводит как иллюстрацию:



(Икона, по-моему, великолепная, хотя манера письма чуть суховата)

На репродукции в книге есть еще надпись шрифтом, близким к готическому (очевидно, удалили при реставрации). На сайте WGA икона датирована приблизительно 1490 годом, а время жизни Андреа Ридзоса - ок. 1422-ок. 1492 гг. Вот только стоит ли считать эту датировку окончательной?
Tags: 15 век, 16 век, Византия, Италия, датировка, живопись, иконы, искусство, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments