tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Хронология Гиберти. Из старых записей

Продолжаю публиковать старые записи

Хронология Гиберти (опубликовано 09.09.08)


Лоренцо Гиберти. Автопортрет с северных ворот флорентийского баптистерия.

Натолкнулся на некий текст, который побудил меня продолжить тему. Это «Комментарии» Лоренцо Гиберти, скульптора и архитектора Кватроченто (1381 - 1455) (Эстетика Ренессанса: Антология. Т 2, М., 1980, С. 343 - 350).
Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины самого высокого благородства и античного совершенства были разбиты и уничтожены. Так, вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления возвышенному и тонкому искусству. Позднее, чтобы истребить всякий древний обычай идолопоклонства, постановили, что все храмы должны быть выбелены. … С тех пор, как кончилось искусство, храмы стояли белыми около 600 лет. Начали греки совсем неумело искусство живописи и весьма грубо работали в нем; насколько античные греки были опытны, настолько в это время они стали неуклюжи и грубы. С основания Рима прошло 382 олимпиады.

Отсчитав 382 олимпиады с основания Рима (753 г. до н.э.), оказываемся в 774 г. н.э., а отняв из этого года 600 лет, попадаем в 174 г. н.э.. Выходит, что и Константин и Сильвестр жили лет на 150 ранее скалигеровской датировки. Но еще забавнее, что Проторенессанс начался, аж в конце 8-го века, то есть на пятьсот лет раньше, чем принято считать сегодня.
Что это именно проторенессанс, понятно из следующего абзаца, где речь идет о Джоттто, который «был весьма опытен во вех видах искусства, он был изобретателем и открывателем Великой науки, которая была погребена около 600 лет».
Далее Гиберти упоминает еще две даты. В первом случае речь идет о Бонамико Буффальмако, который «исполнил множество работ вплоть до 408-й олимпиады» (878 г.)
Буффальмако – вообще персонаж примечательный, и заслуживающий отдельного разговора, ибо он есть пример того, как традики материализуют призраки. Вплоть до 70-х годов ушедшего века он считался фигурой абсолютно легендарной, но с недавних пор обзавелся плотью, и занял свое место в истории. Аналогичный случай наблюдается, пожалуй, только с доктором Фаустом.
И еще Гиберти говорит, что Андреа Пизано (ок. 1290 – 1348/49) жил в 410 олимпиаду, т.е. около 886г. Интересно, кстати, что Андреа, считающийся современником Джотто, в версии Гиберти живет на сто лет позже.

А что современные комментаторы? А вот что: «Гиберти начинает счет не с олимпийских игр, как это делали древние греки, а с основания Рима (753 г. до н.э.) (А почему не от Рождества Христова, традиков это не удивляет? – ТТ) Подчас в его изложении происходит хронологическое несоответствие, связанное с путаницей в счете».

Кстати, если мы примем датировку Гиберти, то окажемся во временах Карла Великого и Каролингов, куда традики помещают один из «малых ренессансов», которыми вынуждены заполнять «темное тысячелетие», образовавшееся в результате хронологической ошибки.

Примечание (25.02.13): Комментарии Гиберти сохранились в единственной копии середины 15 в. Второй комментарий (о котором идет речь) неоднократно издавался в 19 веке, все три комментария впервые были изданы в 1886 г. Невольно возникает мысль о подлоге, но зачем, в таком случае гипотетическому фальсификатору так искажать хронологию?

Текст второго комментария Гиберти

См. также:
Гиберти и Пирамида
P.S. Оказывается. этот текст я уже выкладывал у себя в журнале 26.11.10.
Tags: 15 век, Гиберти, Италия, искусство, исторические мифы, история, ренессанс, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments