tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про темные века. Из старых записей

Про темные века (опубликовано 07.05.06)

При написании данного текста пользовался замечательной книгой замечательного автора: Э.Панофский. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/ Пер. с англ. А.Г.Габричевского, общ. ред. и послесл. В.Д.Дажиной, М.:Искусство, 1998.

Примечание (26.02.13): Книга Панофского была переиздана в 2006 г. в издательстве «Азбука-классика», серия «Художник и знаток»

Кто же говорил о Средних веках и Возрождении до Скалигера?
Первыми были, конечно, «сладкая парочка» - Петрарка и Боккаччо, но их мы прибережем напоследок. Пока что обратимся ко временам более поздним.


Филиппо Виллани писал около 1400 года про Чимабуэ:
«Известно ведь, что до него греческая и латинская живопись в течение МНОГИХ ВЕКОВ находилась в подчинении у грубого невежества, как показывают изображения и статуи святых, которые можно видеть в качестве украшений на церковных плитах и стенах.
После него на торной уже дороге, среди новых <художников>, Джотто, которого по блеску славы можно сравнить с древними художниками, а по таланту и исполнении следует поставить выше их, в полнейшей мере вернул живописи ее прежнее достоинство и название»
. (С. 17)

Трудно сказать, насколько точен перевод, и что именно стояло в подлиннике на месте «многих веков». Быть может, Виллани действительно понимал под этим выражением «несколько столетий», как и мы, а может – просто «длительное время». В любом случае, речь здесь уже идет и о «темном времени» и о «возрождении». Интересно также, что творчество Джотто Виллани ставит выше античного искусства, в то время, как от Винкельмана такой чести не удостаивался даже Микеланджело.

А вот что еще говорили различные деятели о «возрождении»…


Лоренцо Валла

Лоренцо Валла: «Я не знаю, почему искусства, настолько близкие к свободным искусствам, как живопись, ваяние, чеканка, зодчество, находились так долго и так глубоко в упадке и почти вымерли с самой литературой; я не знаю также, почему они воскресли и возродились в этом веке, и почему сейчас вырос столь богатый урожай как хороших художников, так и хороших писателей». (С. 18)
«Веспасиано да Бистиччи и Марсилиано Фичино... приветствовали возрождение культуры в том же примерно духе. Даже Эразм Роттердамский… радовался в письме, написанном в 1489 году новому расцвету скульптуры в металле и камне, живописи, архитектуры и всех видов ремесла, как спутникам «красноречия»… Пьер де Раме (Петрус Рамус) радовался тому, что врачи сейчас читают Галена и Гиппократа скорее, чем арабов, а философы – Аристотеля и Платона более, чем последователей Скотта и Петра Испанского. Пьер Белон, прежде всего натуралист, хотя и остро интересовавшийся классической древностью, восхвалял «eureuse et desirable RENAISSANCE toutes especes de bonnes disciplines» («удивительное и желанное возрождение всех видов наук»). А немецкий математик Иоганн Вернер не скрывал своего удовольствия от знакомства с новыми идеями и проблемами, особенно коническими сечениями, которые недавно «перекочевали ИЗ ГРЕЦИИ к ЛАТИНСКИМ геометрам нашего времени». (С. 19)


Заметим, что в случае с Петрусом Рамусом и Иоганном Вернером, из вышеприведенного текста отнюдь не следует, что они говорят о каком-либо «возрождении». Просто открыли в Греции конические сечения, а вот теперь о них знают и «латинские математики»… Если буквально понимать.

Примечание (26.02.13): Трактат Иоганна Вернера о конических сечениях вышел в 1522 г. Знаменитый труд Аполлония Пергского - в 1566 (первые четыре книги).

Но все же, какова была длительность этих «темных веков»?


Пий II, портрет работы Пинтуриккио, ок. 1502-1507

Э.С.Пикколомини, он же Пий II(1405-64): «Эти искусства – риторика и живопись – влюблены друг в друга. Живопись требует таланта, высокого и наивысшего таланта жаждет риторика. Удивительно, что когда процветала риторика, процветала и живопись, как учат имена Демосфена и Цицерона. После того, как наступил упадок красноречия, пришла в упадок и живопись. Когда возродилась одна, подняла голову и другая. Мы видим, что в течение ДВУХСОТ ЛЕТ произведения живописи были лишены совершенства. Литература того времени была груба, нелепа, беспорядочна. После Петрарки возродилась словесность, после Джотто заработали руки художников: оба искусства, как видим, достигли высшего мастерства».(С. 18)

Антонио Филарете (ок.1400-ок.1469): «По мере того, как в Италии угасла словесность, иными словами, по мере того, как люди грубели в речи, так и в употреблении латинского языка последовало всеобщее огрубление (только не раньше ПЯТИДЕСЯТИ, ИЛИ ШЕСТИДЕСЯТИ лет тому назад умы утончились и пробудились)… то же произошло и с искусством архитектуры из-за разрушений и войн, которые вели в Италии варвары, не раз ее разрушавшее и порабощавшие». (С. 23)

«…Манетти – биограф Брунеллески, по всей видимости, отразивший наблюдения самого мастера, - не только уделяет особое внимание периоду между падением Римской империи и появлением своего героя, периоду, спокойно проигнорированному Леоном Баттистой Альберти, но и признает существование возрождения, имевшего место в так называемом тосканском Проторенессансе, приписывая его не кому иному, как Карлу Великому.
Таким образом, он датировал большинство памятников на несколько столетий раньше, проявляя, однако, тонкое понимание стилистических критериев и как бы интуитивно предвосхищая то, что позднейшая наука определила как Каролингское renovation». (С. 23)

Здесь для нас интересно то, что для человека того времени «опустить» памятники архитектуры на несколько веков вниз по оси времени ничего не стоило.

Лоренцо Гиберти (ок.1385-1455): «Во времена императора Константина и папы Сильвестра утвердилась христианская вера. Идолопоклонство подверглось яростному гонению, все статуи и колонны, выполненные с величайшим совершенством, древние и превосходного достоинства были уничтожены и изуродованы; вместе со статуями и картинами сжигались книги и комментарии и чертежи и правила, по которым обучали столь отменному и благородному искусству… Когда же погибло искусство, храмы простояли побеленные около ШЕСТИСОТ лет. Затем греки немного возродили искусство живописи и творили в нем с превеликой грубостью; насколько древние были в нем опытны, настолько художники были грубы и неуклюжи в то время». (С. 25)


Примечание (26.02.13): О хронологии Лоренцо Гиберти см. предыдущий пост

Тут понятно, что шестьсот лет прошло от Константина до греков, «немного возродивших искусство». Но сколько лет прошло от этих самых греков до Гиберти?


Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1498
«Когда Дюрер, писавший около 1523 года, обсуждает Wiedererwaechung (возрождение), он, как честный человек, приписывает его итальянцам и начало его датирует примерно годами зрелости Джотто (или, другими словами, примерно временем рождения Брунеллески)…Для Дюрера различие между «возрождением искусства» и «возрождением классического искусства» перестало быть альтернативой. То же самое, правда, на новой ступени исторического знания и систематизации, относится к великому координатору, и если угодно, компилятору Джорджо Вазари». (С. 30)
Примечание Панофского: «на самом деле Дюрер применил термин «Wiedererwaechung» только однажды – в наброске к предисловию его сочинения «Четыре книги о пропорциях», датированном 1523 годом где он говорит, что «itzige Wiedererwaechung» началас полтора столетия назад (то есть около 1375 года), после перерыва в тысячу лет. Однако историческая концепция, выраженная в этом утверждении, постоянно повторяется в его записях с теми же датами, в двух других черновиках того же предисловия. Напечатанное предисловие к «Руководству к измерению», опубликованному в 1525 году, отличается от цитированных мест только тем, что начало возрождения отодвинуто на «двести лет назад» (то есть около 1325 года), в то время, как длина периода упадка остается без изменений; кроме того, итальянцам безоговорочно приписывается «выведение на свет искусства, до того погребенного». (С.203)

Таким образом, мы видим эволюцию представлений о длине «Темного времени» и начале Возрождения. По Пикколомини «темные времена» длятся 200 лет, по Гиберти – не менее 600, по Дюреру – 1000, в полном согласии с будущей скалигеровской традицией. Тем не менее, начало «просветления» относится то к рубежу 14 и 15 веков, то к 1375 г., и, наконец, 1325, на радость всем традикам. Примечательно, что Эразм Роттердамский, также говорит, что искусство на протяжении последних двухсот, или трехсот лет постоянно развивалось (а было ли искусство до этого времени, он, похоже, вовсе не знает). А начало Возрождения он относит примерно к 1439 году, если верить комментарию Панофского. (С.196)

А теперь вернемся к тем, о ком речь шла вначале: к Петрарке и Боккаччо.


Петрарка, портрет работы Альтикьеро, ок. 1370-1380


«Как известно, основная идея «возрождения под влиянием классических образцов» была впервые сформулирована Петраркой, что признавали уже го современники.
…Петрарка воспринял эпоху, когда «имя Христа стало прославляться в Риме и ему стали поклонятся римские императоры», как начало «ТЕМНОГО» ВРЕМЕНИ упадка и обскурантизма, а предыдущий период республиканского и императорского Рима, как время славы и света. Он понимал, что РОДИЛСЯ СЛИШКОМ РАНО, чтобы увидеть новый день, приход которого он уже ощущал»
. (С. 13)
Тем не менее, возрождение живописи Петрарка не связывал с Джотто, так как личные симпатии его были, по всей видимости, на стороне Симоне Мартини. Это сделал за него Боккаччо,
«... провозгласивший, что его знаменитый учитель Петрарка «снова водворил Аполлона в его древнем святилище, вернул музам, оскверненным деревенщиной их прежнюю красоту» и «возвратил римлянам Капитолий, не почитавшийся в течение ТЫСЯЧИ ЛЕТ»». (С. 16)

Действительно, поспешили родиться…
Tags: 15 век, 16 век, Гиберти, Джотто, античность, датировка, искусство, исторические мифы, история, ренессанс, средневековье, треченто, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment