tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Рекурсия в живописи -1. Рогир ван дер Вейден и не только

Продолжу тему про рекурсию в искусстве, начатую здесь. Рекурсивные изображения появляются на достаточно высоких статуях развития культуры. Я бы сказал – примерно соответствующих позднему средневековью – раннему Возрождению. Примерно тогда же появляются и многоплановые изображения, ибо многоплановость уже сама по себе требует рекурсивного мышления.
Зачастую дальний план в картинах дается как вид из окна, а окно (дверь и прочие отверстия) также можно представить, как своего роде картину. Очень интересный эффект получается, когда в едином пространстве картины даются несколько разновременных моментов, а один и тот же персонаж изображается по нескольку раз. Если разновременные моменты расположены в одном пространственном слое (в случае фриза, например, в египетской и греческой живописи), и фигуры в них разномасштабные, то такую картину едва ли можно считать рекурсивной. Один пространственный план должен быть «вложен» в другой.
К этому приходит уже византийская икона:


Феофан Грек (?) Преображение, кон. 14 в.
Здесь объединены три разновременных момента. Примечательно, что группа Христа и апостолов, поднимающихся на гору и спускающихся с нее, дважды изображена на фоне пещеры, служащей как-бы рамкой.
Но настоящий расцвет рекурсивных изображений начинается в 15 веке. Здесь я приведу несколько работ Рогира ван дер Вейдена, на которых в одной картине объединены несколько разновременных моментов.




Иоанн Креститель. Левая створка Триптиха семейства Брак, ок. 1450-52. Иоанн здесь изображен дважды. Второй раз – во время крещения Христа. В пейзаже на дальнем плане, который как бы образует самостоятельную картину.





Явление Христа Богоматери. Алтарь Мирафлорес, правая створка. В дверях, на дальнем плане видна сцена воскрешения Христа. Фигуры Иисуса и Марии находятся в том же пространственном слое, что и портал, украшенный скульптурами, служащий как бы границей между реальным пространством и пространством картины. (Замечу, что Рогир здесь путается с перспективой, но это вообще для него характерно. Как-нибудь сделаю об этом отдельный пост)




Усекновение главы Иоанна Предтечи. Алтарь Иоанна Крестителя, правая створка. Саломея, принимающая голову Иоанна из рук палача, на дальнем плане преподносит ее на блюде Ироду и Иродиаде. Справа, кажется, один из слуг выносит отрубленную голову на улицу, а палач, едва закончивший свою работу смотрит на него… От этого голова кругом идет….


Сон папы Сергия. К сожалению, этот сюжет мне не знаком в подробностях (кто знает – поделитесь!), но папа Сергий здесь изображен минимум три раза.
Кстати, на картине – Рим. Круглая башня справа – Замок Св. Ангела (фигура Ангела наверху). Большой храм вдали – старая базилика Св. Петра, и обелиск при ней.
Впоследствии нидерландские и не только нидерландские художники часто использовали этот мотив.


Миниатюра из Часослова Марии Бургундской, ок. 1475. Мария Бургундская здесь также изображена дважды: на переднем плане, и в окне, в интерьере собора, поклоняющаяся Богоматери.
Тема меня захватила, так что будет продолжение.
Tags: 15 век, Нидерланды, живопись, зрительное восприятие, искусство, искусствометрия, пространственные построения, рекурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments