tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Еще про Лазарева и иконы

Продолжаю наезжать на В.Н. Лазарева (1, 2)
В иконе Успения с фигурами Доминика и Франциска в Музее изобразительных искусств в Москве попытка механического суммирования византийских и западных элементов приводит к сугубо отрицательным результатам: центральная композиция Успения исполнена в условном поздневизантийском стиле, а боковые фигуры святых написаны в реалистической кватрочентистской манере. Отдельные части иконы живут самостоятельной жизнью, не будучи объединенными одним творческим замыслом. Это, естественно, создает искусственное и фальшивое впечатление. Византийский стиль окончательно заходит здесь в тупик, распадаясь под натиском тех западных влияний, которые были глубоко враждебными его консервативному, замкнутому духу.

Вот эта икона:


Сейчас ее связываю со школой Андрея Ритзоса и датируют второй пол. 15 в.
Честно говоря, не вижу здесь никакого тупика, ни искусственности, ни фальши. Ну да, эклектично немного, но и то с точки зрения современного человека, привыкшего, что Византия – это Византия, а кватроченто – это кватроченто.


Успение. Македонская икона 16 в. Если эта икона и не восходит к предыдущей напрямую, то взаимосвязь между ними явно существует. И явно венецианская икона первична.
Tags: 15 век, 16 век, Византия, Италия, Лазарев В.Н., атрибуция, датировка, диалог культур, иконы, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments