tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Иван Сусанин

 

Кажется, это предполагаемый череп Ивана Сусанина.


А так "поляки" наносили "Сусанину" рубленые раны.



На форуме костромских джедаев пошел разговор на тему о том, что дескать Иван Сусанин был мордвин и что даже грамоты на имя царя, которые писали его потомки переводили на русский. Смешно это все конечно. И дело даже не в том - мордвин Сусанин, или нет (мордва никогда не жила в Костромской области). А в том, что нет ни одного подлинного документа 17 века, в котором упоминался бы Иван Сусанин. "Обельные грамоты", данные Собининым (потомкам Сусанина) 1619, 1633, и 1692 годах дошли до нас лишь в копиях 18 века.
http://jedi.net.ru/viewtopic.php?id=151137
Процитирую себя самого (сообщение 2,5-летней давности все с того же джедаевского форума):



Пора, кажется? подводить итоги.
Подлинных документов 17 века, подтверждающих реальность Ивана Сусанина (следовательно - и его подвига) НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Все грамоты, которые приводятся в качестве подтверждения реальности Сусанина (т.е. обельные грамоты 1619, 1633, и 1691 гг), существуют лишь в копиях 18 века. Свидетельств того, что таковые грамоты выдавалиь – опять же нет. Самые ранние записи касаются лишь выдачи Екатериной II грамоты 1767 г.
http://www.nevelev.ru/articles.php?n=46
Теперь, что касается родственников Сусанина: Антониды, Богдана Собинина и их детей. Таковые, кажется, на самом деле существовали в 17 веке. Но какое отношение они имеют к Сусанину, и имеют ли вообще, – не ясно.
<<Впервые Собининым понадобилось подтверждение своих прав в 1632 году. Тогда «великая старица» Марфа Ивановна, мать Михаила Федоровича, д
ала по своей душе в Новоспасский монастырь царскую вотчину — село Домнино с приселками. Но в числе приселков находилась и часть деревни Деревнищ, данная во владение семье Сусанина. Последние значились в данной грамоте как жители деревни («деревня Деревеньки, а в ней крестьян — во дворе Данилко Богданов, у него брат Устюшка» — это внуки Сусанина, второй брат поименован ошибочно, вместо «Костюшка») и могли лишиться всех привилегий, став монастырскими крестьянами. Они, вероятно, пожаловались, предъявив грамоту 1619 года, в связи с чем завязалась переписка между различными дворцовыми ведомствами, от которой сохранилась только одна память (запрос). Глава Оружейной палаты (ведавшей, в частности, и рядом слобод, где работали ремесленники на нужды Двора) и Сыскного приказа (ведавшего возвращением крестьян и посадских людей, убегавших от оклада, на прежнее место жительства) окольничий В. И. Стрешнев запросил главу Приказа Большого дворца окольничего князя А. М. Львова: село Домнино в монастырь Марфа Ивановна «з деревнями дала, или одно то село?», и вошла ли туда половина деревни Деревнищ, в которых «живет крестьянин Богдашко Собинин», «или дано то село опричь той деревни?»>>

http://www.istrodina.com/rodina_articul … 7&n=91

С одной стороны в грамоте Марфы упомянут Данилко Богданов и его брат Устюшка (Ю. Эскин поправляет – Костюшка, но не выдает ли он желаемое за действительное?), а сам Богдан Собинин не упоминается. Это наталкивает на мысль, что Богдан умер, причем у него были уже довольно взрослые сыновья (писались без матери). Версию о том, что Б. Собинин был мертв уже в 1632 г., далее поддерживает и сам Эскин. Но в запросе В.И. Стрешнева он фигурирует, как живой. Описка? Или речь идет о разных Богданах? К тому же об Антониде нет ни слова.

Далее имеется еще запись в «Пошлинной книге за 1650 г.»:
«На Кострому к губным старостам Ярославля большого к Ивану Внукову да костромитину Гаврилу Зворыкину. По челобитью вдовы Антонидки Богдашковския жены Сабинина с детьми с Данилком да с Косткою, велено сыскать про их воровство и сыск к Москве прислать»

http://www.istrodina.com/rodina_articul … 7&n=91

Строго говоря, нельзя утверждать, что речь идет об одних и тех же людях. Место их жительства не указано. Полностью исключить существование двух Богданов Собининых, каждый из которых имел сына Даниила едва ли возможно. Тем более, что у одного Данилки брат назван Устюшкой (Устином), а у другого Косткой (Константином).

Сухой остаток.
1) Существуют ли подлинные свидетельства XVII века, подтверждающие факт существования И. Сусанина? – Нет, таковых не существует.
2) Имеются ли свидетельства XVII века, подтверждающие существование Богдана Собинина, его жены Антониды и детей Даниила и Константина? – Да, имеются.
3) Имеются ли подтверждения родства Сусанина и Собининых в документах XVII века? – Нет, таковых не имеется.


А что касается экспертизы, то можно здесь посмотреть:
http://versiasovsek.ru/material.php?3192


http://jedi.net.ru/viewtopic.php?pid=682923#p682923
К этому можно лишь добавить, что упомянутые "обельные грамоты" всплывают при Анне Иоанновне. Тогда Иван Лукоянов сын Собинин купил землю в селе Сидоровском (на другой стороне Волги, примерно в 20 км. от Коробова) и представил грамоты с целью освободить его от обычных для крестьян повинностей. Затем (по одним данным в 1737г., по другим - в 1741 г.) коробовские белопашцы предоставили в разрядный париказ грамоты, в которых просили освободить их от рекрутской повинности. Копии этих грамот сохранились. Сохранилось и дело об освобождении коробовцев от рекрутчины. А вот ранее этого времени - никаких следов грамот и никаких упоминаний Сусанина и его подвига.
Разумеется, я ничего не могу утверждать однозначно.
Но в наше время люди и не на такие ухищрения идут для того, чтобы откосить от армии:-). А если вспомнить, что в то время "служба государева" длилась не год и не два, а была пожизненной...


Tags: 17 век, Кострома, датировка, исторические мифы, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments