tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:
  • Mood:

Про соблазн детерминизма применительно к пространственым построениям в картине

Перечитываю сейчас хорошую книжку: Л.В. Мочалов. Пространство мира и пространство картины. (1984 г.)
Так вот, Мочалов впадает в грех детерминизма, свойственный искусствознанию в целом, причем не только отечественному. Одним из проявлений детерминизма является тезис о том, что стиль и (или) изобразительный язык во многом определяются внешними по отношению к искусству факторами: идеологией, политикой, экономикой и т.д. Т.е. определяются, конечно, в какой-то степени, но в какой именно, и самое главное, как эту степень вычислить – сказать очень сложно.
Взять хотя бы тот аспект, о котором идет речь в книге – пространственные построения в картине. Через всю книгу Мочалова проходит мысль, что выбранная каждой конкретной культурой система построения пространства наилучшим образом соответствовала тем идеологическим и мировоззренческим задачам, которые стояли перед художником определенной эпохи. Проводится параллель между «имперсональностью» древних египтян и плоскостностью, отсутствием определенной точки зрения в их живописи, между отвлеченной созерцательностью, якобы свойственной культурам Дальнего Востока и «параллельной перспективой» и т.д. Аналогии сильно натянутые, но они давно стали общим местом для многих искусствоведческих и культурологических работ, в которых затрагивается тема пространственных построений.
Главный недостаток такой точки зрения в том, как бы предполагается, что у древних художников был выбор: работать в той системе построения пространства, или иной. Но в том то и дело, что выбора зачастую не было. Ну не могли древние египтяне (византийцы, китайцы) построить правильную «ренессансную» перспективу!
В тех же случаях, когда выбор был, очень часто элементы одной системы проникали в другую. Здесь можно вспомнить русские фрески и иконы 17 в. (особенно его второй половины), японские гравюры 18 в., рисунки современных художников-непрофессионалов. В тех же случаях, когда, скажем, о существовании ренессансной перспективы художникам было известно, но они продолжали работать по старинке, все можно объяснить консерватизмом, традицией, (иконы греческого письма нередко предпочитали старообрядцы) а также большей сложностью новых приемов по сравнению со старыми.


Окумура Масонобу. Представление в театре Кабуки, ок. 1741-1744

В последние примерно 150 лет у художников значительно расширились возможности выбора. Они могли работать в том стиле и в той системе построения пространства, в которой хотели. Возможно, это создало иллюзию, что такой выбор был у живописцев прошлых эпох. И породило соответствующие теории…
Tags: диалог культур, искусство, перспектива, пространственные построения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments