tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Фаворский и назарейцы.

Иллюстрации к "Книге Руфь" - одно из самых значительных произведений В.А. Фаворского. Думаю, что если бы художник не создал бы больше ничего, то все равно считался бы великим мастером. Думаю, хотя бы отчасти это обусловлено тем, что Фаворский воспринял библейский текст, как нечто сугубо личное, семейное, а может даже более интимное. Достаточно сказать, что Руфи он придаk черты своей жены, Марии Дервиз.
ИллюстраЦии к "Книге Руфь" эклектичны, содержат множество аллюзий из художественныз произведений различных эпох и культур, от ассирийских барельефов до картин раннего Возрождения. И все же, преимущественно заимствования идут изпроизведений одной эпохи - позднего средневековья: русские иконы, ранняя западноевропейская ксилография, фрески кватроченто. Быть может, когда-нибудь я остановлюсь на этой теме более подробно. А сейчас скажу о маленьеком открытии, сделанном мной лет восемь назад. Впрочем, может это и не открытие вовсе, и для специалистов уже давно не новость. Тем не менее, в литературе я ничего такого не встречал.

Это иллюстрация Фаворского к первой главе Книги Руфь. Руфь и Нооми




 
А это рисунок В.Э. Янсена. "Явление христа Магдалине" ("Noli me tangere")


Композиционное сходство этих изображений столь велико, что выглядит неслучайным. Взаимное расположение двух крупных фигур на переднем плане, поза и жесты Христа и Нооми, мотив убегающей вдаль дороги, по которой идут маленькие фигурки путников, дом на холме, мотив виноградной лозы, наконец общее композиционное сходство и особенно вписанность композиции в овал (изгибу которого следуют стоящие фигуры) - вот основные признаки сходства работ Янссена и Фаворского.


Явно отличается только положение двух коленнопреклонных фигур - Магдалины и Руфи соответственно. Но если обратиться к другим произведениям на сюжет рисунка Янссена, то убежденность в том, что Фаворский заимствовал композицию Янссена только укрепляется. Вот например картина Александра Иванова:




А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. 


Позы Руфи и Магдалины очень схожи, но композиции в целом отличаются весьма существенно. Считается, что прототипом для картин полотна Иванова и рисунка Янссена послужила картина Овербека на тот же сюжет. К сожалению, мне так и не удалось отыскать репродукцию этой картины - по всей видимости она не слишком известна. В целом же возможность того, что Фаворский заимствовал композицию из данного евангельског сюжета возрастает. В том, что Фаворский знал эту картины Иванова сомневаться не приходится. Творчество Иванова он оценивал очень высоко. А вот какого-либо упоминания не то что Янссена - назарейцев вообще у Фаворского я что-то не припомню, хотя в свое время я перелопатил все изданное теоретическое наследие художника.
Из всего вышесказанного вовсе не следует, что я обвиняю великого русского графика в плагиате. То есть я почти уверен, что на Фаворского прямо или косвсенно повлиял рисунок Янссена (или картина Овербека), но это могло быть влияние и на подсознательно уровне.


А Виктор Эмиль Янссен вообще фигура странная. Информации о нем очень мало, даже не понятно принадлежал ли он к назарейцам оргшанизационно, или просто попал под их влияние. Родился в 1807 г., умер в 1845 - т.е. прожил всего 37 или 38 лет - возраст гения. Столько же прожили Рафаэль, Пармиджанино, Караваджо (по другим данным 39), Ватто, Ван-Гог, Тулуз-Лотрек.
Вот его автопортрет:



То ли 1828, то ли 1835 г. Скорее первое, чем второе, судя по возрасту персонажа. Внешне этот "юноша бледный со взором горящим" вполне соотьветствует представлению о художнике эпохи романтизма, и, судя по портрету (и вышеупомянутому рисунку), отнюдь не был обделен Янссен талантом.

</lj-cutйй>
Tags: графика, живопись, искусство, история, классицизм, портрет, ренессанс, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments