tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Сумбурные мысли о примитиве.

 

Прочитал на сайте А. Никонова интервью с Акопом Назаретяном. http://razgovor.org/nauka/article978/
Там он рассуждает о ксенофобии, конфликте культур и мессианской роли России.


Цитата:
- Я думаю, что «конфликт цивилизаций» - вздорная идея, но начну с другого. Вы заметили, как только случаются беспорядки на национальной почве, журналисты и политологи начинают пугать друг друга: «агрессия», «национализм», «ксенофобия»… Слова-жупелы. Но для меня как для опытного психолога это не страшилки, а вполне реальные явления, с которыми можно и нужно работать. Агрессия – фундаментальное свойство живого вещества, о чем в профессиональной литературе писано-переписано. Любовь, творчество, дружба, юмор – это все превращенные формы агрессии. Без агрессии невозможно себе представить жизни. А без национализма – нации. И в том числе без национального экстремизма. Когда и если нации уйдут с исторической арены (а я допускаю, что такое произойдёт довольно скоро), с ними уйдет в прошлое и национализм. Но нации без националистов – это утопия.

Еще цитата:
Часто за этнические конфликты принимают столкновения разных эпох, или, например, конфликт городской и сельской культур. Вот в Москве мусульмане пытались в новруз-байрам баранов на улице резать, что всех возмутило: мол, не наша культура, у христиан так не принято. Вообще-то резать баранов - авраамическая традиция, а не специфически мусульманская. Еще в Библии господь подсунул праотцу Аврааму вместо сына барашка на заклание. Армяне, например, древнейшие христиане, но у нас тоже есть эта традиция – резать на праздник баранов. И в христианской Грузии режут, но в горах, в деревнях. А в больших городах, в том числе мусульманских этих резальшиков баранов быстро призовут к порядку. Налицо конфликт между культурой городской и сельской. В каком-то смысле – между отсталостью и современностью.

Или вот Россия, середина XIX века. Некрасов: «Вчерашн
ий день, часу в шестом зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя…». Бедняжка даже не кричит от боли, настолько всё обыденно и привычно. И никто не возмутится, не вмешается. Великий поэт постоял, взгрустнул и написал стихи. И завершил их остроумной аллегорией («И Музе я сказал: «Гляди – сестра твоя родная»»). А представьте себе, что сегодня на Сенной бьют кнутом женщину. Она бы орала так, что на Красной площади было бы слышно! И об этом потом две недели кричали бы все каналы ТВ, газеты, интернет: вот до чего мы дожили! какие страшные времена настали! полное ожесточение! где наши духовные традиции?!. Да вот они! Если русскую традицию позапрошлого века перенести в ХХI век, это вызовет сильнейшее ксенофобическое отторжение, мощную невротическую реакцию. И к этническому это не имеет никакого отношения… Традиция и культура – это ведь не только Пушкин, Чайковский, Шекспир, Алишер Навои. Это и «Домострой», «Молот ведьм», и публичные казни, и семейное насилие.

А за час до этого перечитывал статью известного искусствоведа В. Н. Прокофьева «О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени», там автор рассуждает о примитиве и его отношении к фольклору и «высокой культуре».
Так вот, думается, что многие конфликты – это действительно конфликты городской и сельской культур, вернее – конфликты между цивилизацией и варварством. Варварство, в данном случае – не обидное слово, а обозначение определенной стадии в развитии человечества. Грубо говоря, варвары – это люди дописьменной культуры. То, что мышление неграмотного человека отличается от мышления грамотного, в частности, он неспособен к абстракции и решению силлогизмов, доказали еще 80 лет назад Лурия с Выготским. Зато склонен к религии. И нетерпим ко всему чужому. Когда такие «варвары» становятся достаточно сильны и влиятельны, конфликт неизбежен.
В России конфликт между цивилизаией и варварством пришелся на первую половину 20 столетия. Революции, массовые репрессии. А как только общество в достаточной степени урбанизировалось, конфликт пошел на убыль…
И по поводу примитива. Примитив – по сути дела продукт городской культуры, а отнюдь не сельской. Сельской культуры вообще нет. Есть традиция, но она не слишком сильна, кажется. Быть может, фольклор сохраняется в песнях и танцах (я в этом вопросе разбираюсь плохо), а в изобразительном искусстве есть ли он вообще? Я уж не говорю о лубке, лубок – чисто городской продукт, но и наличники на окнах, и городецкая роспись какая-нибудь имеют корни в городской культуре.
В отечественном искусствоведении и археологии есть тенденция выводить элементы народной резьбы, вышивки, кружев и т.д. из языческих времен, но, честно говоря, мне все это кажется сомнительным.

Вот такие вот мысли, несколько сумбурные.


Tags: искусство, история, культура, народное искусство, настроение, общество, примитив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments