tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О парсунах, примитивах и преемственности

 
Карп Золотарев. Апостолы Петр и Павел. Кон. 17 в.



Как-то в последнее время увлекся я русским искусством 18 века. И вот на что обратил внимание. Когда говорится про какого-то художника, типа Вишнякова или Антропова (не говоря уже о провинциалах типа Григория Островского), то «парсунный» характер его портретов увязывается с иконописью. И обычно подается это в положительном ключе: дескать не повелся живописец на вропейскую моду с ее рококошным декадентством, а черпал вдохновение в национальном (и конечно же «здоровом») искусстве.



Думается, на самом деле ничего иконного в «парсуне» и тем более в портрете 18 века нет. Русское искусство 18 века – периферия
европейского искусства, создаваемое по преимуществу ремесленниками, не прошедшими академической подготовки. Все специфические черты портретов особенно первой половины-середины столетия характерны для примитива, их можно обнаружить
 в провинциальном искусстве любой европейской страны. Даже в будущих США, где уж точно отродясь никакой иконописи не было. Речь идет о статичности, плоскостности, нарушениях пропорций и анатомии, «невнимании к внутреннему миру портретируемого»…



Русское искусство до второй половины 18 века антитрадиционно в действительности. (Про время до 17 века я вообще речи не веду).  Оно постоянно что-то заимствует из Европы, а затем одни заимствования сменяются другими. При Алексее Михайловиче и его детях заимствования идут из Восточной Европы, в России зарождается некое подобие классического западного искусства (Симон Ушаков, Кирилл Уланов, Иван Безмин и т.д.). Потом приходит Петр и завозит всяких Таннауэров, Каравакков и Растрелли – второсортных европейских художников, которые учат аборигенов рисовать. После его смерти все затухает, и вновь возрождается при Елизавете, которая привозит в Россию вторую партию художников с Запада (по уровню не лучше первой партии) и основывает академию. С тех пор развитие идет более-менее непрерывно, зарождаются какие-то традиции.



Тут я вскользь коснусь искусства конца 17 века, мне оно как-то милее петровского. (М.б. из-за непривычности)



Вот икона Карпа Золотарева «Апостолы Петр и Павел» из церкви Покрова в Филях. (Cм. выше). Что общего у нее с провинциальным вариантом византийской иконописи? Разумеется, композиция содрана с каких-то европейских гравюр, но творчески переработана, икона (можно сказать религиозная картина) смотрится вполне целостно. Одежда апостолов вся в барочных складках, но у Павла складки строже, чем у Петра. При взгляде на Павла мне вообще почему-то вспоминается Юдифь Джорджоне…






Неизвестный художник. Архидиакон Стефан и архидиакон Лаврентий. Кон. 17 в.

А вот два других персонажа: архидиаконы Стефан и Лаврентий, работы неизвестного художника (ов).  Что в них от иконописи? Скорее уж можно связать эти «иконы» с сарматским портретом, лучшими его образцами. Головы юношей сильно индивидуализированы, можно сказать портретны, а вот фигуры и фон решены условно-декоративно. Живописец не
 ограничивается фиксацией индивидуальных черт лица, он передает характер персонажей. Стефан – «строгий юноша», серьезный и сосредоточенный. Лаврентий – мягкий, даже женственный. В облике Стефана исследователи видят сходство с юным
Петром I.



Можно пойти дальше и предположить, что в образе Лаврентия изобразили его старшего брата-соправителя Иоанна. На известных портретах Иоанн V изображался обычно бородатым мужчиной, но в целом можно наблюдать некоторое сходство с Лаврентием. Тем более, что среди дошедших до нас портретов, кажется нет ни одного, исполненного непосредственно с натуры. Сходство с известным портретом дочери рано умершего царя, Прасковьи Иоанновны работы Никитина вроде бы подтверждает гипотезу. На свою мать Прасковья была не похожа совершенно, значит, она должна быть похожа на отца. (А вот Анна Иоанновна явно в мать пошла).
 



Впрочем, все вышеизложенное лишь предположения, и я отлично осознаю
их шаткость.



Прасковья Иоанновна.


Прасковья Федоровна Салтыкова, жена Иоанна V Алексеевича.


Екатерина Иоанновна.


Анна Иоанновна.

Tags: 17 век, 18 век, барокко, датировка, живопись, иконы, искусство, история, портрет, примитив, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments