tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "Матрицу" и Гентский алтарь

Последние успехи компьютерной анимации настолько велики, а качество изображения человеческого тела настолько повысилось, что в это почти можно поверить. Мультяшные герои обретают объем и начинают отбрасывать тень. Так неужели актеры и актрисы скоро станут не нужны?
Вероятно, этого все же не произойдет. В компьютерном моделировании человеческого лица есть фундаментальные проблемы. Человек в процессе эволюции научился различать лица — от этого подчас зависела его жизнь. Нашим предкам приходилось мгновенно решать, друг перед ними или враг. Мы научились за несколько секунд определять возраст, пол, силу и настроение человека. Те, кто не освоил эту науку, просто не выжили и не смогли передать свои гены по наследству. Так что человеческий мозг значительную долю своей мощности тратит на распознавание и оценку лиц.
Более того, большую часть своей эволюционной истории люди, не умея еще говорить, общались между собой жестами и языком тела и очень внимательно ловили малейшие изменения выражения лица. Но компьютеры пока плохо умеют распознавать даже простые объекты; еще хуже им удается изображение и анимация правдоподобного человеческого лица. Дети, к примеру, мгновенно узнают, настоящее перед ними на экране лицо или компьютерная симуляция…
Я однажды выступал на конференции, которую спонсировала Ливерморская национальная лаборатория, где разрабатывается ядерное оружие, и за обедом оказался за одним столиком с человеком, принимавшим участие в съемках фильма «Матрица». Он признался, что на создание поразительных спецэффектов у них ушло огромное количество машинного времени.
Одной из самых сложных сцен была сцена полета на вертолете. Вообще, сказал он, если бы понадобилось, они могли нарисовать в подробностях целый фантастический город. Но достоверно смоделировать человеческое лицо им не под силу. Дело в том, что свет, попадая на лицо, рассеивается во всех направлениях в зависимости от текстуры кожи. И для по-настоящему реалистичного изображения компьютеру потребовалось бы отследить движение каждого фотона. Поэтому каждую точку на коже лица пришлось бы описывать сложной математической функцией — настоящая головная боль для любого программиста.
Я заметил, что все это очень напоминает мою специальность, физику высоких энергий. В ускорителях элементарных частиц мы создаем мощные пучки протонов и направляем их на мишень; в результате обломки ядер разлетаются во всех направлениях. Мы вводим специальную математическую функцию (так называемый форм-фактор), описывающую движение каждой частицы.
Я спросил полушутя, нет ли связи между человеческим лицом и физикой частиц высоких энергий? Есть, ответил он. Компьютерные аниматоры используют при создании лиц на экране тот же математический аппарат, который работает и в физике высоких энергий! Мне никогда не приходило в голову, что с помощью заумных формул, которыми пользуемся мы, физики-теоретики, когда-нибудь, возможно, удастся решить проблему моделирования человеческого лица. Получается, что человек распознает лица примерно так же, как мы, физики, анализируем треки элементарных частиц.

Митио Каку. Физика будущего.

Давно обратил на это внимание: динозавров имитировать получается хорошо, а вот людей – как-то не очень. Причем за более чем двадцатилетнюю историю применения компьютерной графики в кино (будем отсчитывать от тех же правдоподобных динозавров, оставив примитив в духе «Трона» за кадром) человечество не слишком далеко продвинулось в этом направлении.
Можно вывести такой закон: проще всего имитировать фактуру и неподвижные объекты, далее идут животные, и затем – человеческое лицо. Именно потому, что за миллионы лет эволюции, человек был вынужден вглядываться в лица соплеменников его не так то просто обмануть, подсовывая безжизненную маску. Другим следствием из этого вглядывания стало то, что едва ли не в каждом случайном узоре мы можем углядеть чей-то профиль, а иногда и не только профиль..
Естественно, закон распространяется не только на компьютерную графику, но и на живопись.




Узнаете? Правильно, это фрагмент Гентского алтаря. Если видеть только ноги и землю, то изображение можно принять за фотографию.


А вот лица фотографией не кажутся, путь выписаны они не менее тщательно, чем комья земли


Tags: 15 век, 20 век, 21 век, биология, живопись, кино, прогнозы, психология, техника, футурология, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments