tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про стадии развития техники и писателей-любителей

sled_pingvina своим комментарием к моей записи вдохновила меня на некоторые размышления, которые здесь и выкладываю.
Митио Каку выделяет четыре стадии в развитии техники, но я бы эти четыре стадии свел к трем.
1. На первой стадии, когда изобретение только-только появляется, стоит оно обычно очень дорого, и позволить иметь его у себя могут только очень богатые или влиятельные люди, или же оно находится в общественном пользовании. При этом само техническое приспособление воспринимается как нечто почти волшебное, а люди, которые с ним работают – как маги или жрецы.
2. Изобретение дешевеет и постепенно проникает в дома простых смертных. При этом его размеры зачастую уменьшаются, а возможности растут. В конечно счете им пользуется почти каждый человек
3. Приспособление дешевеет настолько, что после использования его сразу выбрасывают и оно становится мусором.
Поскольку искусство – это тоже во многом техника, все вышесказанное применимо и к нему. Возьмем картины. Договоримся понимать их широко, как плоские цветные изображения (неподвижные, естественно).
1. Изначально картины (фрески) украшают храмы и дворцы.
2. К концу эпохи Возрождения - началу Нового Времени картины проникают в дома состоятельных горожан. При этом их размеры обычно не велики – «малые голландцы»
3. По-настоящему массовой продукцией картины становятся с появлением фотографии и цветной репродукции.
То же самое с компьютерами, книгами, фильмами, музыкой и т.д. Но эволюционирует не только техника, эволюционируют ее создатели и пользователи.
1. Когда книги были редкостью, грамотных людей было ничтожно мало, а писателей – еще меньше. При этом книги писались очень долго, одно произведение могло создаваться несколько лет, а порой даже десятилетий. Читали их тоже очень долго. Было же поверие, что кто библию прочитает, тот с ума сойдет. Между тем, Библия едва ли больше по объему, чем «Война и мир» или ВК. Среднестатистический подросток читает и то и другое за 3-5 дней.
2. С развитием книгопечатания растет число грамотных людей, растет и число писателей. Пишут и читают книги быстрей, чем раньше.
3. Но книгу мало написать, ее надо еще и издать. Надо, чтобы как можно большее число людей ее увидело и прочитало. Интернет решил эту проблему. Но Самиздат породил и огромное количество писателей-любителей. Теперь все – писатели. Вопрос о качестве их произведений мы оставим пока в стороне.
Некоторые товарищи волнуются, не исчезнут ли профессиональные писатели вовсе, а с ними и художественная литература, как явление. Полагаю, что не исчезнут, как не исчезли художники с появлением фотографии, а затем цифровой фотографии и Фотошопа. Найдут экологическую нишу. Как будет оплачиваться их труд? Тут много вариантов, об этом – как-нибудь в другой раз.

Кстати, вот размышления френдов в тему:

Мировоззренческое: Почему я, как читатель, отказался от «бумажных» книг. И другие посты того же автора на эту тему

Авторское полуправие как естественный отбор
Tags: 21 век, живопись, искусство, литература, общество, техника, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments