tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Когда издавали литературное наследие мастеров эпохи Возрождения?



Италия

Ченнино Ченнини (кон. 14 в.)

«Трактат о живописи» изд. в 1821 г.


 

Леон Батиста Альберти. (1404-1472)

Десять книг о зодчестве. Написан в 1452 г., издан в 1485.

«Три книги о живописи». Написан в 1435, итальянский перевод издан в 1877 г.







 






Лоренцо Гиберти. (ок. 1381-1455)

«Комментарии». 1445-48

Текст второго комментария неоднократно издавался в 19 веке по единственной копии сер. 15 века. Все три комментария изданы впервые в 1886 г.


Пьеро делла Франческа. (ок. 1415/20-1492).

«О живописной перспективе». Был известен в 16 веке. Издан в 1899 г. по собственноручной рукописи (единственный экземпляр).







Доменико Венециано. (ок. 1400-1461).

Письмо к Пьетро Медичи. Изд. В 1839 г. Гайе.



Беноццо Гоццоли
(ок. 1421-1497).

Письма, изд в 1839 г. Гайе.

Андреа Мантенья. (1431-1498)

Письма изд. В 1825 г.


Рафаэль
(1483-1520)

Письма изд. В 1799 г., а также в 1825.

Известное письмо Папе Льву X, приписываемое также Браманте или Кастильоне, 1519 г. изд. в 1733 г. Дошло в двух вариантах.




Микеланджело Буонаротти
(1475-1564).

Сохранилось ок. 500 писем. Письмо Бенедетто Варки опубликовано в 1549 г.

Стихотворения изданы в 1623 г., в 19 веке исправлены по оригинальным рукописям.



Джорджо Вазари
(1511-1574).

«Жизнеописания…», издавались в 1550 и 1568 гг. Также Вазари написал «Диалоги о живописи», изданы посмертно в 1588 г.





Бенвенуто Челлини
(1500-1571).

Автобиография издана по «несовершенной копии» в 1728 г., по «оригинальной рукописи» в 1829.

Письмо Бенедетто Варки изд. в 1549г..

Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре изданы в 1568 г. во Флоренции.



Якопо Понтормо
(1494-1557)

Письмо Бенедетто Варки изд. в 1549 г.



Тициан
(ум. В 1576)

Письма изд. в 1825 и 1839 гг.

Изречения в книгах Карло Ридольфи (1648) и Марко Боскини (1674).



Веронезе
(1528-1588).

Протокол допроса инквизицией от субботы 18 июля 1573 г. опубликован в 1867 г.




 






Тинторетто 
(1518-1594).

Изречения опубликованы Ридольфи в 1648 г.

Паоло Пино (упом. 1534-1565).

«Диалог о живописи». Изд в 1548 г.



Джанпаоло Ломаццо
(1538-1600).

«Трактат об искусстве живописи» изд. в 1584 г., «Идея храма живописи»  изд. в 1590 г.



Федерико Цуккаро
(ок. 1542-1609)

«Идея скульпторов, живописцев и архитекторов» изд. в 1607 г., «Путешествие по Италии с остановкой в Парме» изд. в 1608 г.

Германия.


Альбрехт Дюрер
(1471-1528).

«Руководство к измерению» изд. 1525, «Наставление к укреплению городов» изд. 1527, «Четыре книги о пропорциях» изд. в 1528 г.

Нидерланды.



Ламберт Ломбард
  (1506-1566).

Письмо к Вазари опубл. Гайе в 1840 г.

Лукас де Хеере (1534-1584).

«Ода гентскому алтарю» изд. в 1565.



Карел ван Мандер (1548-1606)

«Книга о художниках» изд. в 1604 и 1618 гг. Биографии нидерландских и немецких художников изд. в 1764 г.

Англия.


Николас Хилиард
(1547-1619)

«Трактат о миниатюрной живописи». Рукопись 1624 г. опубликована в 1912 г.





К чему все это? А к тому, что все наши представления о теории изобразительного искусства эпохи раннего возрождения базируются на весьма зыбких основаниях. В 15 веке в Италии было написано несколько трактатов об искусстве, но все они, за исключением «Десяти книг об архитектуре» Альберти были изданы лишь в 19 столетии, причем большинство дошли до нас только в одном экземпляре. А где этот экземпляр болтался четыре столетия – бог знает… В Италии положение улучшается начиная с середины 16 века, и не случайно Паоло Пино писал, что он – первый, кто взялся писать об искусстве (за исключением Дюрера, но тот – в Германии). Что касается эпистолярного жанра, то с ним ситуация еще сложнее. С одной стороны, письмо – вещь сугубо личная, оно не предназначено для широкой публики, поэтому зачастую к моменту публикации имеется лишь в одном экземпляре. С другой стороны – именно поэтому его прощзе сфальсифицировать (а также потому, что оно, как правило, короче, чем летопись или трактат). Письма итальянских художников и всплывают поэтому в эпоху романтизма – в первой половине 19 века.
Особняком стоят письма Микеланджело, Челлини и Понтормо к Варки, представляющие собой рассуждения на тему о том, что главнее – живопись или скульптура, и опубликованные в 1549 г. (Сохранились ли оригиналы? Подозреваю, что нет).
Интересна также история с Автобиографией Бенвенуто Челлини. Вазари упоминал, что Бенвенуто пишет свою биографию, но издана она была лишь полтора века спустя, причем по «несовершенной копии». (Опять же непонятно, эта копия сохранилась, или нет). «Совершенную» нашли еще сто лет спустя.




 







 

Tags: Германия, Италия, Нидерланды, датировка, живопись, искусство, история, ренессанс, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments