tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "Метрополис"



Вчера полностью просмотрел «Метрополис» Ф. Ланга. Я не киноман, и немое кино знаю плохо, но это, безусловно выдающийся фильм, а может даже и гениальный. Шутка ли – на восемьдесят лет определил лицо научной фантастики и смежных направлений. Тут и ЗВ, и «Терминатор», и «Матрица», и может даже «Аватар».
Мне казалось, что едва ли я смогу вытерпеть два с половиной часа немого фильма, однако ж, высидел легко. И завораживал не сюжет, он-то как раз банален с позиций сегодняшнего дня, а картинка. Глядя такие фильмы, начинаешь понимать, что, став звуковым, кино, разумеется, многое приобрело, но кое-что и потеряло. Оно стало в меньшей степени искусством изобразительным. Изображение ныне играет подчиненную роль по отношению к действию. В «Метрополисе», напротив, оно первично, опять же, с точки зрения человека начала XXI столетия. И чрезмерно патетические жесты и мимика в данном случае выглядят вполне оправданными. Как, в театре Кабуки, каком-нибудь, хотя не был, конечно, не знаю) Они неестественны, конечно, но как выразительны при этом! Ну и конечно, связь с искусством того времени: Баухаузом, экспрессионизмом (я о живописи, кино само собой разумеется), отчасти с Ар-Деко заставляет видеть в «Метрополисе» произведение искусства изобразительного, в первую очередь.


Но вот если вести речь о футурологической составляющей, тут едва ли можно говорить о каком-то прорыве. Банальная экстраполяция существующих тенденций. Компьютеры (если это они), пожалуй впечатляют больше всего, тут создатели фильма заглянули в будущее лет на 30-35. Даже видеотелефон – всего лишь комбинация уже давно существующего телефона и делающего первый шаги телевидения. А появления киборгов, наделенных искусственным интеллектом, следует ждать еще много десятилетий. Про социалку я уж и не говорю: снизу рабочие, сверху буржуи, все понятно. Впрочем, стоит ли быть столь придирчивыми?


Но повторюсь – фильм гениальный. Ибо немного есть картин (употреблю этот архаизм), оказавших столь же сильное влияние на развитие кинематографа.
Так вот парадокс. «Метрополис» был создан в апогее Модерна, индастриала, цивилизации «Второй волны» по Тоффлеру. Но уже три-четыре десятилетия спустя волна пошла на спад. Фантастические же города, да и сами сюжеты фантастических произведений продолжают во многом создаваться по клише 85-летней давности. Я вот думаю, неужели представители цивилизации, распространившейся на всю галактику, так и будут продолжать ютиться в городах с небоскребами и многоуровневым уличным движением – порождении дремучего XIX века?
Tags: 20 век, 21 век, Новое Время, искусство, кино, модернизм, фантастика, футурология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments