tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Про механизмы гениальности

В интервью, которое я поместил в предыдущем посте, С. Савельев говорит, что гении массово приходят в эпоху перемен. В периоды стабильности гений не востребован. Рутина его тяготит, жизнь его нередко заканчивается трагически, и самая большая трагедия – в том, что его гениальность так и не будет раскрыта. А когда начинаются перемены, то в поисках новых решений требуется работа иных мозговых областей, нежели те, что задействовались ранее.
Вряд ли кто будет спорить, что в истории живописи последних веков эпохой с максимальной «плотностью» гениев стал Ренессанс, и, в несколько меньшей степени, – 17 век. (Впрочем, можно и не разделять, ибо второй вытекает из первого).
Очевидно, что при работе с натуры задействуются иные психофизические инструменты, нежели при рисовании с другой «картинки»*. Хотя бы потому, что «картинка» - плоская, а окружающее пространство – трехмерно. Тут требуется пространственное мышление. Наверное, этим во многом определяется универсализм ренессансных гениев: и живописцев, и скульпторов, и архитекторов и геометров-перспективистов и инженеров.


Для привлечения внимания помещаю "Триптих Фрари" Джованни Беллини, 1488 г.

*Здесь уместна аналогия с онтогенезом человека. Нередко дети, которые хорошо рисовали лет в 7-8, в подростковом возрасте далеко не так ярко блещут художественными способностями. Отчасти это можно объяснить тем, что детские рисунки плоскостны, а подростки уже пытаются передавать объем и пространство. А соответствующие механизмы могут быть не слишком развиты. Впрочем, человек, более компетентный в физиологии может это и оспорить.
Tags: биология, живопись, зрительное восприятие, искусствометрия, пространственные построения, психология, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments