tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

О рождении "примитивизма" и низвержении Рафаэля

Больше года назад я уже развивал мысль о рождении "примитивизма" из неоклассицизма. По сути, идея неоклассицизма – это, во многом, возвращение к истокам, «назад, к Рафаэлю».
Был такой миланский живописец-неолкассик, Андреа Аппиани (1754-1817), во многом близкий к школе Давида и прославлявший Бонапарте в своих картинах.


Аллегория Пресбургского мира, 1808.
Или создававший что-то в таком духе:


Туалет Юноны, 1811.
Но во фресках Аппиани – слишком уж явное стремление подражать Высокому Ренессансу.


Парнас, 1811. Обратите внимание на парочку муз в красных плащах справа.



Апофеоз Наполеона, 1807.
Веет от этих вещей назарейством уж очень явно.
И тут, конечно, всплывает Рафаэлло Санти, которому (а не Фра Бартоломео даже был во многом посвящен позапрошлый постинг). На протяжении нескольких веков академии провозглашали Рафаэля эталоном. А вот на все, что было до него, был наложен негласный запрет. То есть, конечно, все знали Перуджино, допустим, или Гирландайо, но сложно представить, чтобы кто-то им открыто подражал.
А для первых "примитивистов", «Бородачей» и Назарейцев искусство Рафаэля напротив стало верхней хронологической точкой, выше которой начиналось развращение и падение искусства. Причем и Рафаэль их скорее привлекал ранний, нежели поздний.
И уж конечно, низвержение классики и академизма началось с того, что с пьедестала сбросили все того же Рафаэля. У прерафаэлитов достаточно упомянуть их имя. А Евгений Васильевич (оффтоп – один из самых живых персонажей русской литературы) выдал квинтэссенцию антиакадемизма почти в то же время: «Рафаэль гроша ломанного не стоит!» Впрочем, это был приговор не только титану Возрождения, но и искусству в целом.

P.S. И, в доказательство близости Аппиани и французских "примитивистов":


Аполлон и Гиацинт. Гравюра Джузеппе Марри по рисунку Андреа Аппиани.


Жан Брок. Аполлон с телом Гиацинта, 1801



См. также:

"Примитивисты" - 1: "Les Barbus"
"Примитивисты"-2: "The Ancients"
Tags: 18 век, 19 век, Италия, Рафаэль, живопись, неоклассицизм, параллели, примитив, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment