«До конца жизни Денис Маон продолжал интересоваться художественной жизнью. В частности, он хотел объединить в одной выставке картины своего собрания с теми, которые он особенно любил и изучал.
Концепция эрмитажной выставки отражает этот замысел Дениса Маона. В экспозицию вошли около 30 работ Гверчино, Караваджо и их современников из итальянских собраний, дополненные полотнами из богатой коллекции итальянской живописи XVII века в Эрмитаже. С увлечения Гверчино начался путь Дениса Маона к истории итальянской живописи, завершился он открытиями, связанными с искусством Караваджо.»
Но, как бы там ни было, выставка оставила несколько сумбурное впечатление. Подбор картин выглядит случайным, развеска тоже. Слишком разные мастера, слишком различные по стилю и по уровню мастерства полотна.

Караваджо. Иоанн Креститель, ок. 1603-1604
Что касается Караваджо, то лучшая его работа на этой выставке – пожалуй, римский Иоанн Креститель. Ранние работы: «Юноша с корзиной фруктов» и «Юноша с лютней» не производят такого сильного впечатления. А принадлежность некоторых полотен Микеланджело Меризи и вовсе вызывает серьезные сомнения. Таков «Зубодер», экспонирующийся, тем не менее, без знака вопроса.

Вообще, Караваджо, конечно, самый мощный из живописцев, представленных на этой выставке. Остальные хороши постольку, поскольку они близки к Караваджо. За исключение братьев Каррачи, конечно. Святые жены с ангелом Аннибале Карраччи, великолепны, но все же это картина другой эпохи и для понимания эволюции искусства в 17 веке она мало что дает.

Аннибале Каррачи. Жены-Мироносицы у Гроба, 1590-е.
Что касается Гвидо Рени и Доменикино, то выглядят они убого не только в сравнении с Караваджо, но и с Аннибале Карраччи. Даже странно, как этих художников могли превозносить в течении двух веков настолько же, насколько принижали Караваджо.

Доменикико. Вознесение Марии Магдалины, ок. 1620

Гвидо Рени. Молитва Св. Андреа Корсини. На выставке дата - 1620-е, в Википедии - 1630/35.
Гверчино. Вознесение Богоматери, 1623. Ср. с "Вознесением Магдалины" Доменикино, написанным примерно в то же время.
По сравнению с этой парочкой Гверчино просто великолепен и выглядит почти последовательным караваджистом. Да, конечно, он пытается «облагородить» Микеланджело Второго, но это свойственно большинству последователей последнего. А это «облагораживание» несет с собой какую-то мертвенность и закоснелость.
Мне у Гверчино, кстати, особенно понравилось «Моление о чаше». Но хорошей репродукции не нашел, помещаю две плохие:


P.S. А Гверчино, кстати, достоин отдельного поста. Может, и сделаю когда-нибудь.